Найти в Дзене
Restart Later | Urbex

"Байкал" - третий из семьи "Буранов". Где он прятался и где его искать?

Приезжаешь на парковку, а там - корабль космический. Кто же так паркуется, космонавты? Криво и посередине. А если другой на взлет пойдет?

Снова шутки. Но увидеть на парковке частного музея один из трёх советских кораблей-ракетопланов - что-то из разряда фантастики. И имя этому железно-керамическому товарищу - Байкал.

Владелец Байкала с государственным номером... тьфу... просьба срочно выдвигаться в сторону космодрома.
Владелец Байкала с государственным номером... тьфу... просьба срочно выдвигаться в сторону космодрома.

Любой советский космический челнок ассоциируется у нас с Байконуром. 30 километров по пустыне до заветного ангара... Только этот экземпляр выполз на белый свет совсем не из привычной для нас обители звездолётов. Он прибыл из ЛИИ имени Громова - лётно-исследовательского института в городе Жуковский.

Институт известен достижениями в области лётных исследований, включая космонавтику. Здесь готовили знаменитую "гагаринскую шестерку" - первых кандидатов в космонавты. Да и многие летающие лаборатории, например, на базе Ил-76, Ан-12, Ту-22, родились в этом институте.

Взлетно-посадочная полоса ЛИИ им. Громова является самой протяженной в Европе, её длина - более 5 км. На неё планировали приземлять "Бураны" по возвращении. Для этого строили аэродинамические макеты космических кораблей, даже из дерева. И по сей день, где-то на отшибе ВПП, стоит сгнивший от времени деревянный "Буран"...

Деревянный "Буран" в ЛИИ им. Громова. Фото из открытых источников.
Деревянный "Буран" в ЛИИ им. Громова. Фото из открытых источников.

Имя "Буран" стало нарицательным из-за известности самого корабля. На самом деле каждый из них назывался по-разному. И многие их путают.

Так вот, было у отца три сына. "Буран", или изделие 1.01 - летал в космос. Мало того, успешно. 15 апреля 1988 года челнок отправился в первый и единственный полёт при помощи ракета-носителя "Энергия". Запуск проходил с космодрома Байконур.

Старт "Энергии" с "Бураном" на борту. Архивное фото.
Старт "Энергии" с "Бураном" на борту. Архивное фото.

Второй, "Буря", изделие 1.02 - в космос не летал, но активно к этому готовился. Ракетоплан должен был совершить беспилотный полёт со стыковкой с пилотируемой станцией "Мир". Сейчас стоит в ангаре космодрома, подвергается шествиям индустриальных туристов и регулярно фигурирует на фото. И да, его часто путают с "Бураном".

Оригинальный челнок, бывавший в космосе, мы, к сожалению, не увидим: в 2002 году на него обрушилась крыша ангара, уничтожив единственный рабочий советский ракетоплан.

Это - "Буря" на данный момент. Видели в сети?(Фото не моё, такого же индустриального исследователя).
Это - "Буря" на данный момент. Видели в сети?(Фото не моё, такого же индустриального исследователя).

Так вот, третий - "Байкал". До космодрома не доехал. В 1993 году, после закрытия программы "Энергия - Буран" остался в 30% готовности на Тушинском машиностроительном заводе, где их собирали.

Сборка орбитального корабля. Архивное фото.
Сборка орбитального корабля. Архивное фото.

Кроме "Байкала", на заводе оставались изделия 2.02 и 2.03, только начатые, вроде того, что на фото. После закрытия программы они отправились понятно куда - в приём металлолома.

А "Байкал" спас от гибели на сталеплавильном заводе один из лётчиков-космонавтов ЛИИ. По его инициативе корабль в 2004 году перевезли на Химкинское водохранилище, а через несколько лет - на территорию института. Планировали реставрацию, долго планировали. В итоге ракетоплан оказался там, где удалось сделать эти фоточки. Несколько месяцев назад, его, разобранного, везли на новое место обитания - в музей Вадима Задорожного, на площадку Военфильм Медынь.

Транспортировка "Байкала" по Москве-реке в разобранном виде. Фото из открытых источников.
Транспортировка "Байкала" по Москве-реке в разобранном виде. Фото из открытых источников.
Красавец "Байкал" в собранном виде.
Красавец "Байкал" в собранном виде.

В новостях пишут, что Обнинское НПО "Технология" поспособствует реставрации. Они, кстати, делали на эти челноки термостойкие панели - ту самую плиточку.

"Плиточек" явно не хватает
"Плиточек" явно не хватает
Шасси ракетоплана.
Шасси ракетоплана.
Двигатели не установили. Он сильно недостроен, но внешне отлично передаёт тот облик легендарного "Бурана".
Двигатели не установили. Он сильно недостроен, но внешне отлично передаёт тот облик легендарного "Бурана".

Многого там не хватает. Ведь перед нами настоящий, третий из семьи "Буранов", облик которого ещё не тронут реставраторами. Пусть однажды он станет свежим и красивым, но здесь сохранится таким, каким сделало его время.

И да, вы явно поняли, откуда у меня аватарка. Хотите такую же? Например, с радиотелескопом РТ-15-2, который по-настоящему восстал из мёртвых...

А я продолжаю находить и обозревать интересные локации и образцы техники от паровоза до самолёта. Подписывайтесь :)