Найти в Дзене
Юрист Синицын Юрий

Суд взыскал с работодателя компенсацию морального вреда 45 тыс. рублей из-за неофициального оформления трудовых отношений

С 1 апреля 2010 г. по 27 ноября 2018 г. гражданин К.С.В. осуществлял трудовую деятельность в ООО "Селена" в должности водителя автомобиля "Газель". Для оформления трудовых отношений он передал ответчику все необходимые документы, в том числе трудовую книжку. В первый день работы руководитель общества объявил ему о приеме на работу, в связи с чем К.С.В. было написано соответствующее заявление. Работнику было определено его рабочее место, разъяснены порядок работы и должностные обязанности, объявлено о размере заработной платы, а также были даны заверения в том, что трудовые отношения с ним будут оформлены надлежащим образом.

27 ноября 2018 г. при увольнении с работы по собственному желанию К.С.В. стало известно о том, что трудовые отношения с ним не были оформлены, соответствующие записи в трудовую книжку не внесены, страховые взносы за него в Пенсионный фонд Российской Федерации  работодателем не перечислялись. В выдаче трудовой книжки и во внесении в нее записей о работе в ООО "Селена" К.С.В. при увольнении было отказано, окончательный расчет с ним не произведен, не выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск.

После увольнения К.С.В. направлял в адрес работодателя письменное заявление о выдаче копий документов и оригинала трудовой книжки, ответа на которое не последовало.

К.С.В. обратился в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия с исковым заявлением об установлении факта трудовых отношений, возложении обязанности внести записи в трудовую книжку, выдать трудовую книжку, документы, произвести начисление и уплату страховых взносов, взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплаты компенсации, компенсации морального вреда

-2

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 апреля 2019 г. исковые требования К. к ООО "Селена" удовлетворены частично. Судом был установлен факт трудовых отношений между К.С.В. и ООО "Селена" в период с 01 апреля 2010 г. по 27 ноября 2018 г. в должности водитель.

Суд обязал работодателя внести в трудовую книжку К. запись о приеме его на работу и увольнении по собственному желанию в ООО "Селена" в должности водитель, выдать трудовую книжку с записями о приеме, увольнении, произвести уплату страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации  и произвести начисление страховых взносов.

Также суд  взыскал  в пользу К. денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 32 670 рублей 31 коп., проценты за нарушение срока выплаты компенсации за неиспользованный отпуск за период с 28 ноября 2018 г. по 25 февраля 2019 г. в размере 1 508 рублей 83 коп., компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, а всего 39 179 (тридцать девять тысяч сто семьдесят девять) рублей 14 копеек.

Работник стал обжаловать вышеуказанное решение. Он посчитал, что при определении размера компенсации морального вреда не в полной мере учтены обстоятельства дела (проблемы с трудоустройством, не внесение страховых взносов, проблемы со здоровьем), а также требования разумности и справедливости.

-3

Дело дошло до Верховного суда РФ и определением от 29.06.2020 N 15-КГ20-2-К1 решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 апреля 2019 г. было отменено и дело было направлено на новое рассмотрения в суд первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, установив факт нарушения работодателем трудовых прав К.С.В., возложил на ответчика обязанность по компенсации причиненного истцу морального вреда в сумме 5000 руб., указав, что исходит из фактических обстоятельств дела, а также учитывает требования разумности и справедливости. При этом суд первой инстанции не привел мотивы и не обосновал, почему он пришел к выводу о том, что сумма 5000 руб. является достаточной компенсацией К.С.В. причиненных ему ответчиком нравственных страданий.

Суд первой инстанции не применил к спорным отношениям положения Конституции Российской Федерации и международных правовых актов, гарантирующие каждому человеку и гражданину право на труд и раскрывающие содержание этого права, в системной взаимосвязи с нормативными положениями Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующими отношения по компенсации морального вреда, причиненного работнику, а также с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими понятие морального вреда, способы и размер компенсации морального вреда.

В связи с этим суд первой инстанции не учитывал значимость для К. С.В. нематериальных благ, нарушенных работодателем, а именно его права на труд, которое относится к числу фундаментальных неотчуждаемых прав человека и с реализацией которого связана возможность реализации работником ряда других социально-трудовых прав, в частности права на справедливую оплату труда, на отдых, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др. Суд первой инстанции оставил без внимания, что характер и глубина нравственных страданий и переживаний работника зависит от значимости для него прав, нарушенных работодателем (ООО "Селена"), и от объема таких нарушений, степени вины работодателя.

Так, суд первой инстанции не дал оценки следующим обстоятельствам, установленным в ходе судебного разбирательства и имеющим значение для решения вопроса о размере компенсации морального вреда, причиненного К.С.В. вследствие нарушения ООО "Селена" его трудовых прав:

  • на протяжении всего периода работы К.С.В. в ООО "Селена" с апреля 2010 года и до момента его увольнения 27 ноября 2018 г. трудовые отношения с ним не были оформлены в соответствии с требованиями трудового законодательства;
  • ООО "Селена" не исполнена предусмотренная частью 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по выплате К.С.В. при увольнении денежной компенсации за все не использованные им в период работы в ООО "Селена" ежегодные оплачиваемые отпуска, которые, как следует из решения суда, не представлялись ему с 2015 по 2018 год;
  • работодатель ООО "Селена" не производил за работника начисление и уплату обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  • работодатель ООО "Селена" в последний день работы 27 ноября 2018 г. трудовую книжку ему на руки не выдал, вследствие чего 20 февраля 2019 г. К.С.В. обратился в ООО "Селена" с заявлением, в котором просил выдать ему заверенные надлежащим образом документы, связанные с его трудовой деятельностью, в том числе оригинал трудовой книжки. Ответа на это заявление К.С.В. не получил.

Также суд первой инстанции не обратил внимание на обстоятельства, как последствия нарушения ООО "Селена" трудовых прав К.С.В., связанные с возникновением у него во время рассмотрения настоящего спора в суде тяжелого заболевания и нахождением его на стационарном лечении, продолжительность нарушения трудовых прав работника, длительная задержка выплаты работнику при увольнении денежных средств, которые являются для него основным источником жизнеобеспечения, бездействие ООО "Селена" при рассмотрении справедливых требований работника.

Не получили оценки суда первой инстанции доводы К.С.В., приводимые им в судебном заседании 12 апреля 2019 г., о том, что он один воспитывает несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого ему необходимы деньги, а из-за отсутствия трудовой книжки, которую ему не выдал бывший работодатель (ООО "Селена"), у него возникли проблемы при устройстве на новую работу.

При повторном рассмотрении дела Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия 10 августа 2020 г. (по делу № 2-1380/2020) принял решение о взыскании с работодателя компенсация морального вреда в размере 45000 рублей.