Найти тему
9,9K подписчиков

Открытие Антарктиды на шлюпах «Восток» и «Мирный». Подробности о парусниках.

1,6K прочитали

  4 июля 1819 года из Кронштадта в дальний поход вышли четыре шлюпа.

  4 июля 1819 года из Кронштадта в дальний поход вышли четыре шлюпа.-2

4 июля 1819 года из Кронштадта в дальний поход вышли четыре шлюпа. Это были корабли двух отрядов русской географической экспедиции, задача которых была как можно ближе подойти к южноой и северной точкам планеты. Первому отряду, Южному, было суждено совершить величайшее открытие, которое вошло в историю - открыть Южный полюс земли – Антарктиду.

В этом отряде было два шлюпа – «Восток» и «Мирный». Командовали кораблями Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев.

В инструкциях морского министерства, которые получили морские офицеры было сказано: «… пуститься к югу и будет продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только он может достигнуть; употребит всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли, и не оставит сего предприятия иначе, как при непреодолимых препятствиях».

Какие же были они, шлюпы «Восток» и «Мирный»? Начнем с того, что эти корабли не были построены специально для экспедиции.

Приказом морского министерства от 3 февраля 1819 года в экспедицию были назначены достраивавшийся в Кронштадте шлюп и только что построенный на верфи в Лодейном поле транспорт «Ладога». Кронштадтский шлюп нарекли «Востоком», а транспорт «Ладога» перевели в ранг шлюпов и переименовали в «Мирный».

Двадцативосьмипушечный шлюп «Восток» был построен как средний фрегат. Фрегатами в то время называли трехмачтовые военные корабли, предназначенные для крейсерской и разведывательной службы. Эти корабли имели хорошие скоростные характеристики. Он был предназначен для обычной кругосветки, но никак не для плавания во льдах. «Восток» строили из сырого соснового леса, на медном скреплении, и сначала он не имел наружной обшивки. Только по назначении его в экспедицию подводную часть обшили медными листами, поставили дубовый руль и укрепили паруса.

Шлюп "Восток".
Шлюп "Восток".

Ну а бывший транспорт, ныне двадцатипушечный шлюп «Мирный», который строился для плавания в Балтийском море, подвергли переделкам кормовой и носовой частей. Сосновый руль заменили на дубовый, и подводную часть также обшили медными листами.

Шлюп "Мирный".
Шлюп "Мирный".

Кстати, как отмечали участники экспедиции, «Мирный» более подходил для такого плавания, но имел существенный недостаток – меньшую скорость хода. Разница была практически на два узла (3,7 км/час) в пользу «Востока». Эта разница приносили немало проблем в экспедиции, потому что часто одному кораблю приходилось ждать другой. Тем не менее, оба парусника ни разу не разлучились! И в январе 1820 года достигли своей цели.

Вид ледяных островов с борта шлюпа "Восток". Рисунок сделан с натуры 8 января 1820 года художником П. Михайловым. В тот день шлюпы подошли к одному из островов, на котором было множество пингвинов, легли в дрейф и спустили ялики. На рисунке видно, как члены команды рубят лед на огромной льдине.
Вид ледяных островов с борта шлюпа "Восток". Рисунок сделан с натуры 8 января 1820 года художником П. Михайловым. В тот день шлюпы подошли к одному из островов, на котором было множество пингвинов, легли в дрейф и спустили ялики. На рисунке видно, как члены команды рубят лед на огромной льдине.

Благодаря высочайшему морскому искусству и бесстрашию, невзирая на штормы, льды и туманы Антарктики, русские моряки и их корабли блестяще справились с поставленной перед ними задачей!

Характеристики шлюпа «Восток»:

  • Построен в Петербурге по проекту В. Ф. Стоке
  • Длина – 39,6 м
  • Ширина – 10,36 м
  • Осадка – 4,8 м
  • Площадь парусов – 2 287 кв. м.
  • Скорость – до 10 узлов (18,5 км/час)
  • Численность экипажа – 117 человек
  • Командир – Фаддей Фаддеевич Беллинзгаузен

Характеристики шлюпа «Мирный»:

  • Построен в Лодейном поле по проекту И. С. Разумова
  • Длина – 37,3 м
  • Ширина – 9,55 м
  • Осадка – 4,1 м
  • Площадь парусов – 1 600 кв. м.
  • Скорость – до 8 узлов (14,8 км/час)
  • Численность экипажа – 73 человека
  • Командир Михаил Петрович Лазарев
  4 июля 1819 года из Кронштадта в дальний поход вышли четыре шлюпа.-6