4 июля 1819 года из Кронштадта в дальний поход вышли четыре шлюпа. Это были корабли двух отрядов русской географической экспедиции, задача которых была как можно ближе подойти к южноой и северной точкам планеты. Первому отряду, Южному, было суждено совершить величайшее открытие, которое вошло в историю - открыть Южный полюс земли – Антарктиду.
В этом отряде было два шлюпа – «Восток» и «Мирный». Командовали кораблями Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев.
В инструкциях морского министерства, которые получили морские офицеры было сказано: «… пуститься к югу и будет продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только он может достигнуть; употребит всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли, и не оставит сего предприятия иначе, как при непреодолимых препятствиях».
Какие же были они, шлюпы «Восток» и «Мирный»? Начнем с того, что эти корабли не были построены специально для экспедиции.
Приказом морского министерства от 3 февраля 1819 года в экспедицию были назначены достраивавшийся в Кронштадте шлюп и только что построенный на верфи в Лодейном поле транспорт «Ладога». Кронштадтский шлюп нарекли «Востоком», а транспорт «Ладога» перевели в ранг шлюпов и переименовали в «Мирный».
Двадцативосьмипушечный шлюп «Восток» был построен как средний фрегат. Фрегатами в то время называли трехмачтовые военные корабли, предназначенные для крейсерской и разведывательной службы. Эти корабли имели хорошие скоростные характеристики. Он был предназначен для обычной кругосветки, но никак не для плавания во льдах. «Восток» строили из сырого соснового леса, на медном скреплении, и сначала он не имел наружной обшивки. Только по назначении его в экспедицию подводную часть обшили медными листами, поставили дубовый руль и укрепили паруса.
Ну а бывший транспорт, ныне двадцатипушечный шлюп «Мирный», который строился для плавания в Балтийском море, подвергли переделкам кормовой и носовой частей. Сосновый руль заменили на дубовый, и подводную часть также обшили медными листами.
Кстати, как отмечали участники экспедиции, «Мирный» более подходил для такого плавания, но имел существенный недостаток – меньшую скорость хода. Разница была практически на два узла (3,7 км/час) в пользу «Востока». Эта разница приносили немало проблем в экспедиции, потому что часто одному кораблю приходилось ждать другой. Тем не менее, оба парусника ни разу не разлучились! И в январе 1820 года достигли своей цели.
Благодаря высочайшему морскому искусству и бесстрашию, невзирая на штормы, льды и туманы Антарктики, русские моряки и их корабли блестяще справились с поставленной перед ними задачей!
Характеристики шлюпа «Восток»:
- Построен в Петербурге по проекту В. Ф. Стоке
- Длина – 39,6 м
- Ширина – 10,36 м
- Осадка – 4,8 м
- Площадь парусов – 2 287 кв. м.
- Скорость – до 10 узлов (18,5 км/час)
- Численность экипажа – 117 человек
- Командир – Фаддей Фаддеевич Беллинзгаузен
Характеристики шлюпа «Мирный»:
- Построен в Лодейном поле по проекту И. С. Разумова
- Длина – 37,3 м
- Ширина – 9,55 м
- Осадка – 4,1 м
- Площадь парусов – 1 600 кв. м.
- Скорость – до 8 узлов (14,8 км/час)
- Численность экипажа – 73 человека
- Командир Михаил Петрович Лазарев