В Симферополе выставлен на продажу автомобиль «ЗИЛ-117» 1973 года выпуска. Автор объявления утверждает: «такой же был у Брежнева». Цена, которую просит за неё владелец, 50 млн рублей. Ещё одна находка — Bentley Arnage 2003 года производства. Это авто с пробегом 39 тысяч км оценили в 129 тысяч евро. Журналист «Московской газеты» поговорил с экспертами и коллекционерами, чтобы понять для чего покупают такие дорогие машины: чтобы почувствовать радость от ощущения обладания роскошной «игрушкой», или всё-таки ради заработка?
Точного ответа нет
Владимир Сперанский коллекционирует советские ретро автомобили. В основном, такси. Точного ответа на вопрос, что это: хобби или заработок, у него нет.
«Те, у кого есть средства, конечно, меньше думают о деньгах, — говорит Сперанский. — Другие, да, занимаются перепродажей техники, автозапчастей, или специальной литературы».
Коллекционер не исключает, что человек, позволивший себе потратить 50 млн рублей на «ЗИЛ-117», будет ездить на нём по городу, а не поставит в гараж.
«Вы же встречаете в Москве новый Ferrari стоимостью 60 млн рублей? Что касается «ЗИЛа», то, конечно, по столичных дорогам передвигаться на такой машине тяжело, — считает собеседник издания. — Но, повторюсь, ничего удивительного в этом нет. Экстравагантных людей достаточно. Я, например, часто видел одного человека, который ездил по столице на раритетной Волге в сопровождении двух Mercedes-Benz G-Class. Но это, скорее, исключительный случай».
Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков говорит, что любовь к ретро автомобилям похожа на другую страсть — коллекционирование картин.
«Иногда трудно объяснить, почему полотно продают за 20 млн евро. Спрашиваешь себя: «Что в нём такого?, — рассуждает он. — Коллекционеры автомобилей — разные люди. Одни это делают относительно открыто, а есть те, о которых знает только ограниченный круг знакомых. Это могут быть государственные деятели или крупные бизнесмены. Их коллекции спрятаны от посторонних глаз. В автопарке таких людей может стоять и Запорожец, и правительственный «ЗИЛ». Я встречал тех, кто собирает определённые марки машин. Например, всю линейку автомобилей «ЗИЛ». Отсюда и возникает такая безумная цена — 50 млн рублей за машину».
Главред «За рулём» объясняет: 50 млн рублей за ЗИЛ — нормальное явление. По его словам, каждая такая машина — штучная техника.
«Автомобили «ЗИЛ» — они все наперечёт, — говорит Кадаков. — Коллекционеры, которые их собирают, примерно представляют: где и в каком месте эти машины находятся».
«ЗИЛ-117» или Bentley Arnage?
Корреспондент «Московской газеты» попросил координатора движения «Синие ведёрки» Юлию Каблинову помечтать: представить (пусть даже гипотетически), что у неё есть нужная сумма на покупку одной из этих раритетных машин. Какую бы она выбрала?
«Мне кажется сравнение этих авто не совсем корректно. В первом случае это премиальный автомобиль в эксклюзивном исполнении, который ещё никак не дотягивает до ретро. Второй случай — это настоящий раритет, к тому же с богатой историей, — объясняет она. — Думаю, именно тем фактором, что «ЗИЛ» уже находится не только в категории редких ретро авто, но и имеет уникальную историческую ценность, объясняется разница в цене. Что же касается моих личных предпочтений, то как человек, живущий на «земле» и тяжело зарабатывающий себе на пропитание трудом журналиста, я бы выбрала тот автомобиль, что дороже. Выбрала бы с единственной целью — продать его».
Каблинова объясняет, что ей как обывателю сложно представить, зачем хранить и уж тем более содержать машину, которая стоит как несколько квартир в Москве.
«Если же говорить об эстетических пристрастиях, то я бы выбрала Bentley Arnage, — продолжает координатор «Синих ведёрок». — Просто потому, что он красивый. Но содержать мне его не по карману. Так что и это авто ждала бы точно такая же участь, как и в первом случае. Машина немедленно бы отправилась на продажу».
Детские мечты взрослых людей
И Кадаков, и Сперанский, обсуждая коллекционеров автомобилей, заметили, что интерес к той или иной марке машины часто тянется из детства.
«Не исключено, что у такого коллекционера папа был министром и его в детстве возили на правительственном автомобиле, — продолжает главный редактор журнала «За рулём». — Так что в этом случае имеет место быть и какая-то психологическая подоплёка. Те, кому сегодня больше 40 лет, мечтали вовсе не об иномарках, а об автомобилях советского производства. И это нормально. Заграничные машины были доступны единицам. Например, тому же Владимиру Высоцкому (артист ездил на Mercedes-Benz), — прим. авт».
С Кадаковым согласен Сперанский: «У каждого коллекционера свой интерес: одни собирают авто марки «ЗИЛ», другие продукцию АвтоВАЗа, третьи машины, связанные с его детством. Я знаком с очень небедным человеком, который подбирает авто для своей коллекции таким образом: вот меня возили на такси в детский сад, машина была такого цвета, салон такой-то... и всё — решение принято. Соответственно он ищет и покупает именно такой автомобиль. Или другой вариант: хочу такую же тачку, как моя первая машина. Скажем, «восьмёрка» белого цвета с коричневым салоном».
По словам коллекционера, среди его знакомых есть даже те, кто собирает автобусы «ЛиАЗ». Причина всё та же — обладатель этой техники в детстве добирался в школу именно на таком транспорте.
А как у них?
Кадаков считает, что коллекционеры из России, США или Европы очень отличаются.
«На Западе было много разных машин, — рассказывает собеседник «Московской газеты». — Поэтому сохранённый (нереставрированный, — прим. Кадаков) «горбатый» Запорожец стоит и один, и два миллиона рублей. Это большие деньги, за которые в Европе можно купить и раритетный Citroën, или Fiat-500, да много чего ещё. Они гораздо интереснее и популярнее, но там другая история. В этих странах автомобилей выпускалось много, а у нас, в СССР, очень мало».
Сравнивая коллекционирование картин и автомобилей, Максим Кадаков приводит ещё один пример: собрание редких вин, которым по 60, или 70 лет.
«Вы же понимаете, что такие вина пить нельзя, — объясняет главный редактор журнала «За рулём». — Там один уксус. Но сама запечатанная бутылка — это уже артефакт. Тоже самое с раритетным автомобилем. Может, вы его и заводить никогда не будете, но чувство, когда обладаешь этой роскошью, — особенное ощущение».
Главное — большой гараж
«Коллекция, в которой 10 — 15 автомобилей, для России — не редкость, — признаётся Сперанский. — Вопрос в том, в каком они состоянии и где хранятся. Это важно. Даже, если у тебя есть возможность приобрести 20 раритетных авто, но их негде ставить, и они разбросаны по гаражам и стоянкам, тогда никакого кайфа от такой коллекции её обладатель не испытывает. Это всё равно, что собирать краденные картины».
Кадаков рассказывает, что видел гаражи размером по 500 или 1000 квадратных метров, где стоят два десятка машин.
«У меня есть знакомые, у которых в гараже пять или шесть авто. Это немного. Там стоят старые Mercedes-Benz, «Волги» или, например, кабриолеты, — говорит эксперт. — А вы представьте себе современный гараж на 20 машин. Это история, как с картинами. Вы же не повесите их где попало. Требуется подыскать место, надо планировать пространство, поэтому некоторые товарищи специально для этого покупают дома».
Со слов главного редактора журнала «За рулём», 100 лет назад мало кто всерьёз занимался коллекционированием.
«Может, 1000 человек на весь мир или 10 тысяч, — рассуждает Кадаков. — А сейчас миллионеров и богатых людей огромное количество. И многим из них хочется что-то собирать. Конечно, раритет растёт в цене. С возрастом дорожает всё, в том числе автомобили. Но, мне кажется, что люди, в хорошем смысле болеющие коллекционированием (не важно, чего: монет, картин, машин, — прим. Кадаков) они не думают, что заработают на этом. Они хотят обладать красотой, хотят показывать свои «игрушки» друзьям и гостям. И это не просто хобби. Например, что касается машин, то у многих из них уникальная история. Представьте себе «ЗИЛ», в котором ехал Леонид Брежнев и космонавты, когда в них стреляли. Это авто реально существует. И, насколько мне известно, находится в собственности у одного из коллекционеров. Так, что эта машина — историческая ценность. Нет же ещё одного такого «ЗИЛа», в который стреляли у стен Кремля. Поэтому такие машины стоят огромные денег».
Ранее «Московская газета» писала том, какой сюрприз власти Москвы готовят для автолюбителей.