Найти тему
МОЛИТВА И РАЗМЫШЛЕНИЕ

КАК ПОНИМАТЬ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ПРАВЛЕНИЕ ХРИСТА НА ЗЕМЛЕ?

"И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет" (Откр.20:4-6).

Библия, как хорошо известно, содержит великое множество образов. Образный язык вообще самый богатый из всех языков. Но возникает вопрос толкования образов. Так и этот текст поднимает сложные вопросы: что здесь понимать буквально, а что - символически?

В процессе исторического развития Церкви, появились три основные подхода к толкованию тысячелетнего правления Христа. В богословской литературе можно найти разные сложные термины (премилленаризм, постмилленаризм, амилленаризм), но здесь я попробую упростить этот вопрос насколько возможно.

Прежде всего, понимать ли тысячелетнее Царство Христа как буквальное физическое правление Христа на земле или толковать это аллегорически?

Учение о буквальном тысячелетнем царстве Христа на земле до всеобщего, или страшного суда, известно под именем хилиазм (от греч. hiliasmos – тысячелетие) или милленари́зм (от лат. mille «тысяча» + annus «год»). Оно доминирует в большинстве современных протестантских конфессий.

Однако, здесь возникает несколько серьезных возражений. Например, сторонники этой позиции верят, что после 1000 лет славного, идеального правления Христа, сатана будет на короткое время освобожден и поднимет огромные массы людей на последнюю битву с … Самим Богом во плоти, которая кончится вполне ожидаемо: "И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их" (Откр.20:9).

Надо совсем не иметь никакого ума, чтобы идти на такую битву, поэтому такое развитие событий представляется совершенно невероятным…

Важно еще отметить, что Второй Вселенский Собор осудил еретика Аполлинария, и в частности его учение о буквальном тысячелетии правления Христа на земле. Решения первых трех Соборов в целом принимаются всеми христианскими Церквями.

Теперь давайте очень коротко посмотрим на аллегорическое толкование. Здесь, конечно, тоже есть масса разных направлений.

Одно из них верит в непрерывный рост влияния Евангелия на мир и обращении к Иисусу Христу всё большего числа людей, что мы в целом наблюдаем за последние 200 лет.

В результате христиане всё больше и больше будут менять мир к лучшему, общество всё более и более будет жить по законам Божьим, в результате чего на Земле и наступит Тысячелетнее царство (тысяча лет трактуется как очень большой промежуток времени). Оно окончится пришествием антихриста, Вторым пришествием Христа, последним судом и творением нового неба и новой земли.

В качестве обоснования такой позиции, приводятся отрывки из Библии, говорящие об успешном распространении Евангелия. Так, в Ветхом Завете (Пс. 46:1—10, Пс. 71:1—20, Пс. 99:1—5, Ис. 45:22—25, Ос. 2:23 и др.) ясно говорится, что все народы придут к познанию Бога.

Сам Иисус говорил, что до Его второго пришествия Евангелие будет проповедано во всем мире:

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Матф.24:14).

Восстания сатаны - это противодействие такому развитию событий со стороны людей, подпадающих под обольщение лукавого. Ярчайшие и ужаснейшие примеры такого обольщения - временное торжество коммунизма и фашизма в некоторых странах с десятками миллионов жертв…

Большинство православных авторов тоже придерживаются аллегорического толкования.

Под «первым воскресением» у них подразумевается духовное возрождение в вечную жизнь во Христе через веру во Христа и крещение, соответственно словам: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос" (Еф. 5:14). «Вы воскресли со Христом» (Кол. 3:1; 2:12; Еф. 2:5-6).

Исходя из этого, под тысячелетним царством понимается период времени от самого начала благодатного царства Церкви Христовой, а в особенности — Церковь Небесная, торжествующая.

Воинствующая на земле Церковь, по существу, тоже торжествует победу, совершенную Спасителем, но она еще переживает брань с «князем века сего», которая закончится поражением сатаны и окончательным низвержением его в озеро огненное.

Профессор Лопухин приводит следующие доводы в защиту аллегорического понимания тысячелетнего Царства: «находим ясные указания на то, что, во 1) будет только одно общее воскресение мертвых в последний день (Мф 13:37; Ин 5:28), во 2) будет только ещё одно пришествие Господа и притом с прямою целью непосредственного суда над всеми людьми без исключения (Мф 25:31-38; Ин 13:17) и в 3) что есть только два царства, настоящее царство благодати (1Кор 15:23-26) и будущее вечное царство славы (Лк 1:33); среднего между этими царствами ни по времени, ни по содержанию не существует».

Итак, каждый христианин конечно вправе иметь личное частное мнение по данному вопросу. Мне же ближе аллегорическое толкование.

Что Такое Духовное Рождение?

-2