"И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет" (Откр.20:4-6).
Библия, как хорошо известно, содержит великое множество образов. Образный язык вообще самый богатый из всех языков. Но возникает вопрос толкования образов. Так и этот текст поднимает сложные вопросы: что здесь понимать буквально, а что - символически?
В процессе исторического развития Церкви, появились три основные подхода к толкованию тысячелетнего правления Христа. В богословской литературе можно найти разные сложные термины (премилленаризм, постмилленаризм, амилленаризм), но здесь я попробую упростить этот вопрос насколько возможно.
Прежде всего, понимать ли тысячелетнее Царство Христа как буквальное физическое правление Христа на земле или толковать это аллегорически?
Учение о буквальном тысячелетнем царстве Христа на земле до всеобщего, или страшного суда, известно под именем хилиазм (от греч. hiliasmos – тысячелетие) или милленари́зм (от лат. mille «тысяча» + annus «год»). Оно доминирует в большинстве современных протестантских конфессий.
Однако, здесь возникает несколько серьезных возражений. Например, сторонники этой позиции верят, что после 1000 лет славного, идеального правления Христа, сатана будет на короткое время освобожден и поднимет огромные массы людей на последнюю битву с … Самим Богом во плоти, которая кончится вполне ожидаемо: "И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их" (Откр.20:9).
Надо совсем не иметь никакого ума, чтобы идти на такую битву, поэтому такое развитие событий представляется совершенно невероятным…
Важно еще отметить, что Второй Вселенский Собор осудил еретика Аполлинария, и в частности его учение о буквальном тысячелетии правления Христа на земле. Решения первых трех Соборов в целом принимаются всеми христианскими Церквями.
Теперь давайте очень коротко посмотрим на аллегорическое толкование. Здесь, конечно, тоже есть масса разных направлений.
Одно из них верит в непрерывный рост влияния Евангелия на мир и обращении к Иисусу Христу всё большего числа людей, что мы в целом наблюдаем за последние 200 лет.
В результате христиане всё больше и больше будут менять мир к лучшему, общество всё более и более будет жить по законам Божьим, в результате чего на Земле и наступит Тысячелетнее царство (тысяча лет трактуется как очень большой промежуток времени). Оно окончится пришествием антихриста, Вторым пришествием Христа, последним судом и творением нового неба и новой земли.
В качестве обоснования такой позиции, приводятся отрывки из Библии, говорящие об успешном распространении Евангелия. Так, в Ветхом Завете (Пс. 46:1—10, Пс. 71:1—20, Пс. 99:1—5, Ис. 45:22—25, Ос. 2:23 и др.) ясно говорится, что все народы придут к познанию Бога.
Сам Иисус говорил, что до Его второго пришествия Евангелие будет проповедано во всем мире:
"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Матф.24:14).
Восстания сатаны - это противодействие такому развитию событий со стороны людей, подпадающих под обольщение лукавого. Ярчайшие и ужаснейшие примеры такого обольщения - временное торжество коммунизма и фашизма в некоторых странах с десятками миллионов жертв…
Большинство православных авторов тоже придерживаются аллегорического толкования.
Под «первым воскресением» у них подразумевается духовное возрождение в вечную жизнь во Христе через веру во Христа и крещение, соответственно словам: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос" (Еф. 5:14). «Вы воскресли со Христом» (Кол. 3:1; 2:12; Еф. 2:5-6).
Исходя из этого, под тысячелетним царством понимается период времени от самого начала благодатного царства Церкви Христовой, а в особенности — Церковь Небесная, торжествующая.
Воинствующая на земле Церковь, по существу, тоже торжествует победу, совершенную Спасителем, но она еще переживает брань с «князем века сего», которая закончится поражением сатаны и окончательным низвержением его в озеро огненное.
Профессор Лопухин приводит следующие доводы в защиту аллегорического понимания тысячелетнего Царства: «находим ясные указания на то, что, во 1) будет только одно общее воскресение мертвых в последний день (Мф 13:37; Ин 5:28), во 2) будет только ещё одно пришествие Господа и притом с прямою целью непосредственного суда над всеми людьми без исключения (Мф 25:31-38; Ин 13:17) и в 3) что есть только два царства, настоящее царство благодати (1Кор 15:23-26) и будущее вечное царство славы (Лк 1:33); среднего между этими царствами ни по времени, ни по содержанию не существует».
Итак, каждый христианин конечно вправе иметь личное частное мнение по данному вопросу. Мне же ближе аллегорическое толкование.