2 не всегда лучше, чем 1: пациентки с одним яичником имеют аналогичные исходы программ вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) по сравнению с пациентками с двумя яичниками
Группа пациентов с одним яичником — небольшая, но важная подгруппа пациентов, проходящих программы по лечению бесплодия. Эти пациенты часто обеспокоены тем, что наличие одного яичника приведет к плохим результатам лечения с помощью программ вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Доля пациенток с одним единственным яичником в группе старшего репродуктивного возраста, желающих иметь детей в будущем, неизвестна, но согласно исследованиям сообщается, что процент пациенток с другими причинами бесплодия, которые имеют только одни яичник, колеблется от 5,5 до 17%.
С момента появления методик ВРТ проводились исследования о том, влияет ли наличие только одного яичника на исходы программ ВРТ; однако, имеющиеся данные противоречивы и неубедительны. Первоначальные исследования по результативности программ ВРТ у женщин с одним яичником позволяют предположить, что эти пациентки не проигрывают пациенткам с двумя яичниками в отношении как общего количества извлеченных ооцитов, так и частоты наступления беременности. Авторы этих исследований предположили, что имеет место компенсаторное увеличение созревания фолликулов в единственном стимулированном яичнике и предположили, что ответ одного хорошо простимулированного яичника сравним с ответом двух яичников пациентки- аналога. Однако в последующих исследованиях пришли к выводу, что пациентки с одним единственным яичником имеют более низкий ответ на стимуляцию яичников с меньшим количеством извлеченных ооцитов. Другие исследователи предположили компенсаторные меры в отношении качества ооцитов, а не количества, у пациенток с одним яичником. Эта гипотеза основана на исследованиях, демонстрирующих более высокие показатели оплодотворения и частоты наступления беременности у пациенток с одним яичником. Исследования за последнее десятилетие продолжают сообщать противоречивые данные, без общего консенсуса по таким показателям как число полученных ооцитов, лабораторные результаты и частота живорождения.
Наконец, врачи и пациенты часто полагаются на гормональные маркеры овариального резерва, такие как фолликулостимулирующий гормон (ФСГ) и антимюллеров гормон (АМГ), чтобы предсказать успех в лечении бесплодия. AMГ – хорошо зарекомендовавший себя предиктор реакции яичников на стимуляцию, с признанной прямолинейной зависимостью между АМГ и числом полученных ооцитов; кроме того, известно, что АМГ снижается с возрастом. Однако влияние наличия одного единственного яичника на эти гормональные маркеры точно не установлено.
Цель: Оценить исходы программ вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) у пациенток с одним яичником по сравнению с пациентками с двумя яичниками.
Методы: Ретроспективное когортное исследование всех пациенток с одним яичником, перенесших ≥ 1 цикл ВРТ в период с 2012 по 2020 год в Центре репродуктивной медицины Лангон, Нью-Йоркский университет
✔Пациентки были сопоставлены 3:1 по отношению с группой контроля с 2мя яичниками. Соотношение 3:1 было использовано для сведения к минимуму искажающих факторов и для увеличения статистической мощности (учитывая небольшой размер выборки группы пациентов с одним яичником).
✔Группы сравнения совпадали по таким параметрам, как возраст пациентки на начало цикла ВРТ, количество завершенных циклов ВРТ, тип цикла ВРТ (криоконсервация ооцитов или экстракорпоральное оплодотворение) (ЭКО)или банкинг эмбрионов) и временные рамки проведения циклов ВРТ (2012–2015 гг. по сравнению с 2016–2020 гг.). Например, пациентка с одним яичником, прошедшая один цикл криоконсервации ооцитов в возрасте 26 лет в 2012–2015 гг. сравнивалась с 2мя пациентками с двумя яичниками, перенесших один цикл криоконсервации ооцитов в возрасте 26 лет в 2012–2015 гг. и 1ой пациенткой с двумя яичниками,прошедшей однократный цикл криоконсервации ооцитов в возрасте 26 лет в 2016–2020 гг. (3:1).
Причины отсутствия одного яичника были классифицированы как односторонняя овариэктомия в анамнезе из-за перекрута яичника, доброкачественная киста, включая эндометриоидную, яичниковое новообразование или врожденное отсутствие одного яичника.
✔Как первичный исход- оценивалось количество ооцитов MII, извлеченных за цикл ВРТ. Вторичные исходы включали уровни эстрадиола и ФСГ на 2ой день цикла, АМГ, общую дозу гонадотропинов, среднюю суточную дозу гонадотропинов, общее количество ооцитов, полученных за цикл ВРТ, процент MII среди общего количества ооцитов, извлеченных за цикл ВРТ, процент 2PN, процент дорастания до бластоцисты, количество эмбрионов на перенос, доля эуплоидных эмбрионов, процент эуплоидии на цикл, клиническая частота наступления беременности на одного пациента и на один перенос, частота живорождения (LBR) на одного пациента и на один перенос.
✔Протоколы стимуляции яичников выбирались лечащим врачом в зависимости от возраста, овариального резерва и параметров спермограммы. Все пациентки получали инъекционные гонадотропины: ФСГ и/или менопаузальный гонадотропин человека (ЧМГ). Использовались 3 типа протокола стимуляции яичников: с антагонистами гонадотропин-рилизинг-гормона (ГнРГ), с антагонистами ГнРГ и кломифен цитратом или микродозовый протокол с лейпрорелина ацетатом. Пункция фолликулов проводилась через 35 часов после введения триггера.
✔Как метод оплодоторения - использовалось ЭКО, за исключением случаев интрацитоплазматической инъекции сперматозоида (ИКСИ) на основании параметров спермы или по мужскому фактору. Затем эмбрионы культивировались до свежего переноса или проводилась биопсия трофэктодермы для ПГТ-А или криоконсервация на основе предпочтения пациента и врача.
✔Протокол подготовки эндометрия к переносу размороженного эмбриона определялся лечащим врачом: ЗГТ, естественный цикл или модифицированный естественный цикл (с летрозолом, кломифен цитратом или гонадотропинами).
Результаты: В общей сложности 104 пациентки с одним яичником (158 циклов; средний возраст 35,5 лет) были сопоставлены с 312 пациентками с двумя яичниками (474 циклы; средний возраст 35,0 лет).
🔹В группе пациенток с одним яичником уровень АМГ был ниже (медиана 1,1 против 2,2, p < 0,01) и уровень ФСГ на 2-й день цикла был выше (медиана 7,4 против 6,2, p < 0,01).
🔹Группа пациентов с одним яичником дала в среднем 7,5 MII, общее количество ооцитов, полученных за цикл, - 10, меньше,чем в группе пациенток с двумя яичниками (11,0 и 14,5 соответственно; p < 0,01). Однако пациентки с одним яичником имели ≥ 50% ооцитов MII и общий выход ооцитов, аналогичный для пациенток с двумя яичниками (Z> 5,8, p <0,01).
🔹Процент ооцитов MII, полученных за цикл, не различался между группами. Для циклов ЭКО и банкинга эмбрионов процент 2PN и процент дорастания до бластоцисты также не различались между группами
🔹Для циклов PGT-A среднее число эуплоидных эмбрионов – 1,0 в обеих группах; однако была тенденция к большей доле эуплоидных эмбрионов, в группе пациенток с двумя яичники (в среднем 1,3 против 2,0, р = 0,03). Тем не менее, уровень эуплоидии за цикл PGT-A не различался между группами.
🔹Не было существенных различий в частоте клинической беременности между группами. Частота живорождения (LBR) на перенос была сходна в обеих группах (45,8% против 46,6%, р = 1,00).
🔹Когорте пациентов с одним яичником требовалась значительно большая доза гонадотропинов на цикл (р < 0.01) и +1 дополнительный день к стимуляции по сравнению с когортой с двумя яичниками (р = 0,01)
🔹Не было существенных различий в протоколах стимуляции, использованных в двух когортах. Не было существенных различий в типе гонадотропинов, применяемых в обоих группах: 78% и 82%, соответственно, получали и ФСГ, и ЧМГ (p = 0,35), 16% и 12% получали только ФСГ (p = 0,13) и 2% и 4% получали только ЧМГ (p = 0,81)
Заключение: В группе пациенток с одним яичником было меньше MII и общего числа полученных ооцитов, чем в группе пациенток с двумя яичниками, но выход по яйцеклеткам был на ≥ 50% выше, чем у пациенток с двумя яичниками, что предполагает компенсаторный механизм увеличения числа ооцитов в единственном яичнике. Показатели частоты живорождения были эквивалентны в обеих группах.
➡Таким образом исследования показали, что пациентки с одним яичником возможно имеют компенсаторный механизм- гипертрофию яичников, увеличение рекрутизации и развития пула фолликулов, формирование ооцитов с более высоким потенциалом к оплодотворению и улучшенное качество ооцитов, ведущее к увеличению шансов на беременность
Поэтому пациенткам с одним единственным яичником можно посоветовать, что они имеют точно такие же шансы на успех, как и пациентки с двумя яичниками.