Принято считать, что специфика работы армейской авиации предполагает практически постоянное нахождение в самых опасных зонах, буквально напичканных средствами ПВО со всеми вытекающими последствиями. Однако даже не смотря на огромный спектр современных систем защиты, по типу того же «Витебска», предпринимаются и другие шаги по обеспечению безопасности винтокрылых машин. Так, например, появляются лёгкие и универсальные ракеты по типу ЛМУР, или же «Изделие 305», дебют которой состоялся весьма успешно.
Приветствую на канале!
До недавнего времени основным ударным средством наших вертушек являлись различные ПТРК, лучшим из которых по праву можно считать «Вихрь» с дальностью аж в 10 километров. Но есть нюанс – это противотанковое средство со своей спецификой работы, не позволяющее наносить удары по скоплению противника, мостам, зданиям и так далее. Точнее можно, но не совсем эффективно. И для таких задач приходилось подходить буквально вплотную и применять неуправляемые снаряды - старые добрые С-8 или С-13. Но у НАРов есть и свои минусы – по площадям они работают отлично, но если надо попасть точно в цель, то извольте подходить в упор, что при серьёзном противнике зачастую невозможно. Нужен другой подход – дешёвая, лёгкая и многоцелевая ракета, способная применяться со всех имеющихся в распоряжении вертолётов, причём без серьёзной их доработки, со способностью бить издалека в относительной безопасности для вертолёта. Именно с такими вводными в середине прошлого десятилетия по заказу ФСБ была представлена та самая ЛМУР (лёгкая многоцелевая управляемая ракета), после чего прошла полный цикл испытаний и принята на вооружение службы. Секретности там было, правда, хоть отбавляй и мало кто вообще знал о существовании изделия, но в Минобороны на новинку внимание обратили.
Чем же она так хороша? Перво-наперво, как указано выше – это дальность работы. Согласно открытым источникам она достигает 15 километров, чего вполне достаточно для безопасной работы вертушек. ПЗРК противника не достанут ни при каком раскладе, а именно они представляют главную угрозу. Управление на таком расстоянии комбинированное – ракета может лететь сама, а может управляться лётчиком дабы выбрать наиболее болезненное место атаки. В первом случае ЛМУР летит, используя инерциальную и спутниковую навигацию дабы не потеряться, а на конечном участке включает свою оптико-электронную ГСН и выбирает цель сама, или же ищет заранее обозначенную. Само собой, при таком сценарии вероятен риск промаха или упущения действительно важного объекта, так что на сцену выходит внешнее управление и здесь-то начинается самое интересное.
Как указано выше, обязательным условием для разработки ЛМУР являлся пункт, согласно которому носитель не должен подвергаться серьёзным изменениям, так что было принято решение интегрировать очень серьёзную армейскую новинку – АС-БПЛА. Что это такое? Расшифровывается как аппаратура сопряжения с беспилотным летательным аппаратом, что дословно раскрывает принцип работы. Если вкратце – это легко монтируемый блок, позволяющий любой машине, будь то сложнейший Су-35С или транспортно-боевой Ми-8, работать в паре со всеми совместимыми дронами или же многоцелевыми ракетами. Согласно открытым данным, модуль уже устанавливается на семейство Ми-8, Ми-28 и Ка-52, что позволяет всем им применять долгожданную новинку.
Но есть и ещё один немаловажный бонус от использования подобной подсистемы – как известно, она первоначально предназначена для связи носителя и беспилотника, что открывает перед нами огромное количество сценариев применения подобной связки. Например, где-то над заданным районом висит лёгкий БЛА, незаметно для противника и его радаров, и занимается поиском целей, попутно передавая все данные вертолёту. В случае успеха винтокрылая машина поднимается вверх, производит пуск и уходит обратно в безопасную зону, в то время как ЛМУР уже летит к своей цели. К слову, время полёта на максимальную дистанцию составляет всего минуту, а боевая часть весом 25 килограмм позволяет сносить довольно широкий список целей – это и переправы, и небольшие мосты, и здания, скопления артиллерии, склады вооружений и так далее. Помимо лёгких беспилотников под работу с АС-БПЛА адаптированы тяжеловесы «Орион» и «Сириус» - они могут искать цели мощными РЛС или оптико-электронными системами с больших расстояний, в полной безопасности, выдавая координаты вертушке. Ключевым бонусом здесь выступает отсутствие посредника в виде оператора дрона, что позволяет сэкономить драгоценные минуты в условиях современных боевых действий, минуя человеческий фактор - лётчик непосредственно «глазами» дрона наблюдает за нужным ему районом, направляя куда надо машину и её вооружение.
Как итог мы имеем отличную ракету, которая позволила армейской авиации выйти на действительно новый, доселе невиданный уровень, а также интересную подсистему сопряжения с дронами. Что не менее важно, так это факт не каких-то полигонных испытаний, а вполне себе серийное производство двух важнейших элементов в сетецентрической концепции боевых действий.