Знаете, когда снимают кино, то приглашают консультантов, чтобы те вовремя подмечали косяки. На исторический фильм – историков, на военный фильм – военных, на криминальный фильм – сотрудников правопорядка.
А когда снимают фильм или сериал про школу – никого не приглашают.
Я еще ни разу не видел в титрах надпись, типа: «Главный консультант – учитель МКОУ КЛМН Н.П. Северов».
Из-за этого и получаются даже не ляпы, а «ляяяпищи!».
Я прочитал много книг советских кинорежиссеров и актеров. И я всегда обращал внимание на моменты, когда режиссеры «проживали эпизод», чтобы зритель поверил. Как, например, Георгий Данелия снимал Борю Бархатова в фильме «Сережа», чтобы зритель поверил в игру юного актера. А на съемочных площадках запросто были диалоги:
- Мне кажется, мой персонаж никогда бы так не сказал?
- А почему?
- Он ведь не знал …
И режиссер быстренько переделывает сцену, так как актер доказал.
Более того, многие актеры задолго до съемок начинали вживаться в свою роль. Они изучали профессию персонажа, условия его жизни и общения. Даже придумывали костюм.
А как сейчас снимается кино? Быстро.
Кто-то там будет задумываться о «мелочах».
Пришел в школу:
- Я буду у вас физруком работать.
Конечно, зачастую такие «гротески» создаются чисто ради комичности ситуации, понять вполне можно.
Но бывает так, что во вроде бы серьезном фильме, начинают показывать такую нелепицу.
В кинематографии есть такое понятие как «тропы». Я про это напишу отдельную статью. Так вот, складывается такое ощущение, что кроме троп ничего и не используется во время съемок эпизодов про школу.
А результат получается лишь один – зритель формирует совершенно неправильное представление, что потом очень осложняет работу системы «школа – родители».
Однажды один родственник, который долгое время работал в полиции, рассказал, что люди приходят с мыслями, что будет проведено расследование в стиле сериале «След».
- Вот здесь следы остались. Можно на ДНК-экспертизу взять. Вы найдете мой велосипед? Может быть через спутник глянуть? Он у меня приметный.
И со школой также – будь то «Ералаш», где учительница кричит «Кипятков, к доске!», будь то серьезный фильм, где …
А вот сейчас я опишу.
Пару раз видел такую ситуацию, которую сложно представить в реальной жизни.
Идет, значит, урок. Мы примерно представляем основных персонажей урока. Этот в очках – умный. Этот в капюшоне – не очень умный. Этот с мышцами – мысленно на уроке физкультуры. Эта в тонировке – будущая модель (через Е), ёшкин кот.
И учительница начинает опрос домашнего задания. В кино всегда начинают урок с опроса домашнего задания после того, как староста объявит, что «Кипятков заболел».
А у учительницы настроения нет, муж от нее на работу ушел с утра. И тогда она вызывает к доске … кого?
- Челентанов! К доске!
У Челентанова в наушниках перестает играть композиция «Uh..Uh…».
- А чё я? – спрашивает Челентанов.
- На прошлом уроке, была очень трудная тема. А ты такой деловой сидел, иди рассказывай!
- Я не понял.
- Два!
- Агузара Жаннова! Иди ты отвечай! Вырядилась в свои желтые ботинки! Бегом к доске.
- А я тоже не поняла. Анфисванна, объясните нам еще раз.
- Ничего я вам объяснять не буду. Нанимайте репетиторов. Хватит мне указывать!
На этом моменте учительница может хлопнуть журналов и выйти из класса, чтобы «дети подумали над своим поведением».
Может ли быть такое в реальной жизни?
Я не знаю, но представить себе такого не могу.
Элементарно - учитель не спросит сложную тему с отстающего ученика, так как нет смысла.
Первоначально будет проведена работа с успевающими учениками, чтобы удостовериться, что ими материал усвоен. Затем работа будет с чуть менее успешными учениками.
Вызывать к доске того, кто в любом случае ничего не скажет - нет смысла. Это и потеря времени, и совершенно лишняя двойка.
Как говорили в одном фильме: "Это не мне пятнадцать суток дали, это нам дали пятнадцать суток".
Так и в школе. Если учитель хотя бы полгода проработал в школе, то он прекрасно понимает - "Это не ученик получил двойку, это мы получили двойку". Соответственно, исправлять ее тоже придется вместе.
Да и вообще, многие диалоги "консультант" переделал бы.
И вот тогда было бы меньше недоразумений про деятельность школы, типа:
- школа должна сама закупать
- просидел урок и пошел домой отдыхать
- отправляют к репетиторам
- вечно злые
- вечно недотепы
- вечно указывают указкой и кричит криком
И прочее.