«Никакое искусство невозможно без танца со смертью». (Курт Воннегут, писатель).
Почему самые творческие умы кажутся самыми беспокойными?
Человеческий мозг эволюционировал для выполнения двух основных функций: поддерживать жизнь и воспринимать и идентифицировать его переживания.
Но наш мозг гораздо сложнее и позволяет рассуждать об абстрактных идеях, помнить прошлое и думать о будущем, осознавать собственное сознание, мыслить творчески и, что важно, знать, что однажды мы умрем.
Искусство и наука могут иметь разные объекты внимания, но творческий процесс в них во многом одинаков.
В самых общих чертах, искусство часто возникает из желания придать смысл и выразить нашу внутреннюю жизнь (наши реакции и переживания), тогда как науки исходят из любопытства и желания понять внешние миры — физический, человеческий и природный.
Творческий процесс включает в себя как рациональные, так и нерациональные процессы, поскольку он состоит из двух отдельных и динамически взаимодействующих фаз: фазы генерации идеи и фазы оценки идеи.
Одной из отличительных черт творческих людей является естественная уверенность и готовность иметь широкий спектр идей, даже плохих, потому что они интуитивно чувствуют, что существует естественный отбор, благодаря которому только лучшие идеи выживут. Их не беспокоят плохие идеи, но они видят в этом необходимую часть процесса.
Но что является «лучшим» или значимым, зависит не только от создателя, но и, в конечном счете, от общества. И все же, иногда, некоторые творцы действительно опережают свое время и ценятся только последующими поколениями.
Есть одна уникальная человеческая способность — знание того, что однажды мы умрем, Она играет огромную роль в нашей потребности и желании создавать и оставлять после себя что-то. Результатом потребности творить является то, что некоторые ученые называют стремлением к «символическому бессмертию».
Сознательно или неосознанно мы хотим какого-то наследия, каких-то доказательств того, что мы существовали. Творческий человек знает это интуитивно.
Если нам повезет, другие люди могут найти смысл в наших решениях, и наше наследие может жить. Если нет, то всегда есть наши дети.
Как сказал художник Одри Флэк: «Искусство — это протест против смерти».