Найти тему
Наталья Смирнова

У человека есть выбор, быть человеком или нет.

Развитие, работа над собой, саморефлексия, самоограничения и так далее ведут к развитию человека в человеке. 

Убеждение, что ты не нуждаешься в развитии, отсутствие целей в жизни и так далее ведут к деградации человека в человеке. 

Много лет наблюдаю за людьми. Не все идут по первому пути. Многие пробуют, устают, поворачивают, озлобливаются на процесс становления человека. 

Плохо ли это? Однозначно, да. Никому потом не нравится иметь дело с неряхами, разгельдяями, обещалкиными, грубиянами, самодурами и так далее. 

Конечно, хочется жить в обществе людей, которые умеют договариваться, могут признать неправоту, изменить себя, а значит и обстановку вокруг себя. 

Сила ведь не только в том, кто физически крепкий, упрямый и категоричный. Сила - в работе над собой. 

Каждый раз, когда ваш ребенок не хочет делать дз, делает его тяп ляп, делает дурь, которую задают в школе для галочки, он не развивается, не меняется внутренне, чтобы стать человеком. 

Беда некачественного обучения не только в том, что кто-то в итоге не освоит какой-то предмет достойно, а в том, что через этот предмет этот кто-то не станет человеком. 

Обучение - это не только, а наверно даже не столько про количество материала в голове, это про изменения в человеке, его жизни и поведении, стратегиях выборов, ответственности, умении делать дело в любых условиях и обстоятельствах. 

Как часто я слышу жалобы умных родителей о том, что детям на дом задают всякую чушь, которая не вытекает из уроков, которая не только не полезна, а вредна, так как время в сутках любого человека ограничено. Это ужасно, как ужасно и то, что для большого количества людей в этом нет ничего такого. Им наплевать, что должны делать или не делать дети. 

Коллеги, когда вы не знаете, что делать в той или иной ситуации с организацией урока и тем, что и как задать в дз, вы ищите решение проблемы, обращайтесь за помощью, а не задавайте первое, что пришло на ум. 

Типичные ошибки в задавании дз: 

1. Оно слишком большое. Многие учителя, а увы, и родители считают, что чем больше дз, тем лучше. Это не так. Если урок длился 45 минут, значит дз должно занимать по времени треть или половину. Существуют регулируемые нормы того, сколько времени в сутках ребенок должен провести за выполнением всего дз. Это около 2 часов в день по всем предметам. Но чем менее опытен и компетентен учитель, тем хуже он понимает цель домашнего задания, путая ее с целью урока. Цель - урока объяснить, начать учить, первично отработать, а цель дз - повторить то, что делалось на уроке. 

Вообще дз очень нужно для качественного запоминания. Это важно с точки зрения использования памяти. Без дз материал между уроками выходит из головы, так как не повторяется. Так что, выбирая содержание дз, помните, что дз - это не продолжение урока, а лишь его повторение, поэтому оно должно быть кратким, но по тем моментам, которые изучались на уроках.

2. В содержание дз задано то, что есть в учебнике. Ну нет в учебниках аналогичного упражнения, значит учитель задаёт что попало. 

Это очень типично, но совершенно эпично. Родителя потом вспоминают такого учителя "добрым словом", потому что дети сами не могут сделать то, что не изучали. Сейчас я в первую очередь говорю о том, что любой материал требует объяснения, даже гуманитарный. Даже задав стихотворение, чтобы выучить его наизусть, надо его разобрать, обсудить его смысл, прочитать его с выражением, а не давать в дз то, что в урок было не впихнуть. 

Выполняя такое дз дети часто испытывают раздражение и несправедливость. Кто-то начинает себя жалеть и не делает, а кто-то, что ещё хуже, хитрить, поэтому происходит подмена понятий, вместо того, чтобы человек становился человеком, ребенок именно в такие моменты говорит себе о том, что вся эта работа над собой не важна. Это очень плохая стратегия на будущее, так как этому маленькому человеку только предстоит жить и работать с другими людьми, а он уже освоил самое неверное, что ценность его работы не важна.

3. В дз дали самое сложное задание из того, что было по теме в учебнике. Учитель не понимает последствия ошибок 1 и 2, поэтому руководствуется другим принципом. На уроке всего 45 минут. Задание сложное. Детей много. Объяснить не успею. Пусть разберут этот задание с родителями. Шах и мат. После таких заданий полностью исчезает для ребенка авторитет учителя, а часто и родителя. Коллеги, вы не задумывались о том, что не все родители могут сделать сложное дз со своим ребенком? А вы думаете, что они тупы. Нет, тупы не они. Они просто живут жизнями не связанными с вашими учебниками, у них есть работа, домашние дела и желание провести время с детьми не только за уроками. Если вам не хватило 45 минут на работу с этим сложным заданием, почему вы считаете возможным заставлять семью делать вашу работу ещё дольше? А потом ведь дз - это тренировка, повторение того, что дети учат в школе. Какое же это повторение, если материал настолько сложен, что даже вы отказались от него. 

4. Учителю вообще все равно, что задавать. Дз задаётся по принципу что-нибудь и не проверяется. Вот так происходит обесценивание учебы и детского труда. 

Не умеете учить, учитесь этому. Это не стыдно. Стыдно сверкать дипломом, говоря, что он единственный гарант вашей компетенции. Нужна помощь в том, чтобы научиться грамотно преподавать, обращайтесь. 

Мы делаем общее дело. Мы в лодке. Сойти некуда. Потом к вашим же ученикам вы и мы пойдем учиться, лечиться, консультироваться и так далее. Хотелось бы воспитать людей, а дз в этом воспитании играет огромную роль, так как это репетиция самостоятельной деятельности ученика. А самостоятельно ученик может делать только то, что может с учётом своих знаний, психологических и возрастных особенностей, а часто ещё и физиологических.