Обучение здоровым социальным навыкам одна из главных функций родителей. В случае осознанного родительства, к моменту появления малыша на свет, родители уже наработали успешные модели социальных и коммуникативных навыков.
По мере взросления ребёнка родители могут не просто находиться рядом, а показывать оптимальный и самый эффективный способ разрешения жизненных ситуаций. Это касается всего, что нас окружает, начиная с первых шагов в жизни и дальнейшее взаимодействие с социумом:
📍 отношения с родными и близкими
📍 поведение в детском саду
📍 реакции на события в общественных местах
📍 взаимодействие с одноклассниками и учителями в школе
📍 выстраивание отношений с одногруппниками и педагогами в вузе
В перечисленные периоды родители играют важную роль в мироощущении ребёнка.
Когда всё идёт гармонично, спокойно, без кризисов, ребёнок в состоянии сам найти решение ориентируясь на модели поведения родителей. Но когда начинается сложный период отношений, например ссоры, конфликты, противоречия, обиды, угрозы или агрессия, в этот момент помощь родителей жизненно необходима. И дело здесь даже не в том, чтобы родителю пойти и выяснить отношения с обидчиком, хотя временами и этот метод прекрасно себя показывает, основная задача научить ребёнка справляться с негативом.
Нужно ли вступать в ссору, или имеет смысл привлечь взрослых, как защищаться от крика и нападок сверстников, как и зачем «мириться». Детско-юношеский период полон эмоциональных событий и потрясений и роль родителя в этом возрасте имеет для ребёнка важное значение.
Если в период становления детей родители игнорируют потребности ребёнка, то в будущем их "безразличие к проблемам" оставит в психике потомков тяжёлый след, рану, капсулированную травму, чувство незащищённости и одиночества. Уровень травмы зависит от ситуаций, через которые ребёнок вынужден проходить без поддержки, в поисках самостоятельного решения.
Далее юношеский период заканчивается и начинается взрослая жизнь, в которой точно так же возникает масса неизведанного.
Во взрослом возрасте у молодых людей возникают сложности не только с коммуникативными навыками, но и познанием себя, формирование формы эгоидентичности и признания себя людьми в обществе.
В эти периоды родители могут быть крайне полезны в периоды разногласий с друзьями, коллегами или любимым человеком. Ведь выстраивание отношений в семье и с работодателями для молодого человека совершенно неизведанная тема, которую необходимо изучать самостоятельно.
📍 Несмотря на изменение сторон влияния, и в эти периоды родители продолжают транслировать детям опыт и мудрость десятилетий, которая помогает быть более эффективным и стрессоустойчивым как в семье, так и на работе.
При гармоничном переходе из одной стадии взросления в другую и успешном прохождении кризисных периодов, между детьми и родителями сохраняется эффективное взаимодействие. Тогда все члены семьи являются друг для друга поддержкой и опорой.
Но как вы уже догадываетесь, события, описанные выше – идеальное развитие, в котором все члены семьи осознанные, образованные, заинтересованные во взаимодействии и поддерживают друг друга. В реальной жизни таких историй гораздо меньше, чем хотелось бы.
В большинстве же находятся семьи с конфликтами между её членами. «Конфликт поколений» является устойчивым выражением, используемое социологами. Это социологический феномен, при котором культурные ценности младшего поколения сильно разнятся с культурными и прочими ценностями старшего. То есть ни о какой передаче опыта не может быть и речи. Родители говорят, дети закрывают уши.
В этом случае необходимо не сдаваться и искать общее решение. Родители, как люди наделённые большим опытом должны продолжать искать решение, чтобы установить доброжелательные и функциональные отношения со своими детьми.
Есть ещё один пласт родителей, которые не могут передать жизненный опыт детям. Это случается по причине его отсутствия. Мы говорим об отсутствии успешного опыта родителей, который помогает детям быть эффективными и целеустремлёнными.
Например, ребёнок вырос в родительской семье с развитой зависимостью от алкоголя. В этом случае, опыт с которым ребёнок выходит в социальный мир сильно искажён. Ни о какой передаче социальных и коммуникативных навыков не может быть и речи. Речь идёт о социальном выживании и элементарной адаптации к обществу. Какие эмоции и чувства проживает ребёнок в семье с алкогольной или наркотической зависимостью, знает только каждый конкретный ребёнок. Главная задача этих детей во взрослом возрасте – простить родителей за несчастное детство, научиться доверять людям, поверить в себя, выровнять самооценку и устроиться в жизни. Задачи настолько сложные, что под силу далеко не каждому.
Если говорить о благополучной семье, в которой не было эмоциональной агрессии или физического насилия, но и глобального социального успеха родителей, то детям точно также недостаёт эффективных инструментов взаимодействия с социумом. И это безусловно осложняет взрослую жизнь.
📍 Говоря о взаимодействии детей и родителями, мы можем сказать однозначно - оно приносит пользу и расширяет видение молодого поколения.
📍 Если родители не могут передать эффективные инструменты взаимодействия с социальной средой, то молодым людям необходимо самостоятельно «добирать» информацию в специализированных источниках. Например, обращение с финансами на финансовых курсах, управление конфликтами на курсах по конфликтологии, умение выступать публично на курсах по ораторскому мастерству и так далее.
📍 Даже если родители не владеют эффективными навыками взаимодействия или поведения в той или иной ситуации, они всегда могут воспользоваться услугами профессионалов, чтобы восполнить информационный пробел у своих детей.
📍 Когда ребёнок вырастает в асоциальной семье ему требуется гораздо больше выносливости, терпения, силы духа и мужества, чтобы стать равным с теми, чьи семьи обеспечили комфортное взросление.
Родительская вовлечённость, советы, одобрение, содействие, причастность, принятие и любая другая форма вербальной и невербальной поддержки, а также моделирование поведения и обучение социальным навыкам создают адекватную самооценку, формируют крепкий фундамент для личности ребёнка, и самое главное – делает его устойчивым к неприятностям в будущем.
#отношениядетейиродителей #конфликтпоколений #передачаопытадетям