Многие дети хотели бы поучаствовать в выработке условий соглашения, касающегося их жизни после развода родителей. Им нужно, чтобы родители выслушали их, учли их чувства и пожелания. Однако, зачастую дети остаются в неведении относительно того, как происходит процесс расставания их родителей, им не рассказывают о том, что происходит, и они не чувствуют, что их мнение принимается в расчет. Выяснение взглядов, чувств и потребностей ребенка предполагает необходимость непосредственного общения с ним. Коммуникация должна быть двусторонней., дети нуждаются в том, чтобы им объяснили происходящее, и рассказали, что с ними будет дальше, особенно если общение с одним из родителей прекратилось.
«Беседа с ребенком не должна превращаться в допрос, на котором медиатор стремится вытянуть из него все, что нужно знать взрослым. Ее основная ценность в том, что она помогает наладить коммуникацию между родителями и детьми, чтобы в дальнейшем они могли нормально разговаривать друг с другом».
Для обеспечения участия детей в медиативном процессе, необходимо получить согласие родителей, оговорить роль медиатора, обозначить принципы и ограничения конфиденциальности (как для взрослых, так и для ребенка), ребенок сам определяет, какой информацией можно поделиться с родителями. Даже если медиатор готов тем или иным образом привлечь детей к медиативному процессу, спорящие стороны далеко не всегда соглашаются на это. Обсуждая с родителями целесообразность привлечения ребенка тем или иным путем к медиации, необходимо проанализировать потенциальные преимущества и недостатки этого шага, в первую очередь с точки зрения ребенка.
К возможным недостаткам участия детей в медиации относится следующее:
· дети не несут ответственности за разногласия родителей, и их не следует вовлекать в конфликты взрослых
· привлечение детей к разрешению конфликта усиливает их замешательство и растерянность
· дети могут расстроиться, если узнаю подробности о конфликтной ситуации между родителями
· предоставление ребенку возможности высказывать свое мнение может отрицательно сказаться на готовности одного или обоих родителей продолжать медиацию
· если медиатор выступает как эксперт, подрывается авторитет родителей
· привлечение детей к медиации может дать им напрасную надежду на воссоединение родителей
· дети могут почувствовать давление и необходимость высказываться и делиться чувствами
· дети могут бояться, что их попросят сделать выбор в пользу одного из родителей
· дети могут быть неспособны адекватно оценить, в чем их долгосрочные интересы
· медиатор может неосознанно встать на сторону ребенка или родителей
· медиатор может узнать от ребенка секреты, которыми он не готов делиться с родителями, и это поставит медиатора в сложное положение
· возможно обострение конфликта лояльности
· родители могут не справиться со своими негативными эмоциями в присутствии ребенка
· родители могут оказать давление на ребенка и проинструктировать его о том, что следует говорить в присутствии медиатора
· сказанное ребенком во время медиации может рассердить родителей
Большинство участвовавших в медиации детей говорят, что процедура им очень помогла.
Основные преимущества участия детей в медиации:
· в ходе медиации можно многое объяснить детям
· детям легче приспособиться к изменениям, если они хорошо понимают решения, принятые родителями
· привлечение детей к медиации дает им понять, что их желания, взгляды и чувства учитываются и имеют большое значение
· медиация с участием ребенка помогает обоим родителям начать по -настоящему слушать детей
· в процессе медиации родители могут понять, что лучше рассказать ребенку о принятых решениях на семейном совете
· исключение недопонимания: присутствие ребенка может развеять заблуждение родителей о том, что он не хочет видеть одного из них
· детям предоставляется возможность задавать вопросы, комментировать услышанное и вносить свои предложения
· помогает наладить общение между родителями и детьми и снизить уровень напряженности в их отношениях
· дети получают возможность поговорить с медиатором наедине и рассказать ему о своих чувствах и опасениях, не боясь, что их услышат родители
· участие в медиации позволяет детям сформулировать то, что они хотят сказать своим родителям, и донести эти сообщения до адресата
· дети могут узнать мнение родителя, который по каким-либо причинам не в состоянии высказаться напрямую
· если ребенок даст согласие, медиатор может передать родителям содержание беседы с ребенком, чтобы те лучше поняли детские чувства и тревоги и смогли их учесть при принятии решений
Преимущества и недостатки привлечения детей к медиативной процедуре следует оценивать применительно к каждой конкретной ситуации. После принятие решения о привлечении детей к медиации, родителям и медиатору необходимо установить границы для беседы: решить, какие именно вопросы будут обсуждаться. При работе с детьми конфиденциальность не может быть абсолютной: при возникновении подозрений о существовании угрозы жизни, здоровью или психологическому состоянию ребенка, медиатор должен принять соответствующие меры безопасности. Об это медиатору следует заранее поставить в известность и родителей и ребенка. Родители должны подписать согласие на участие ребенка в медиативной процедуре.
Хотите узнать, как помочь детям и поддержать их в период развода родителей? Как может в этом помочь медиация? Следите за постами! Еще больше информации в моем канале в Дзен: https://zen.yandex.ru/id/62ed0d6f54033718c2854a86 и сообществе В Контакте : https://vk.com/public215303939Присоединяйтесь!