Найти тему
Уральские франки

Никто не выжил. Как в 2008 году в центре Перми разбился Boeing 737

14 сентября 2008 года в центре Перми потерпел крушение самолет Boeing 737, который следовал по маршруту Москва — Пермь. Все люди на борту погибли: 82 пассажира и 6 членов экипажа. «Уральские франки» вспоминают, как это произошло и как официальная версия трагедии разошлась с «народной».

Четырнадцать лет назад жители многоэтажек одного из пермских микрорайонов проснулись от рева самолета. Обломки лайнера рухнули прямо на рельсы Транссибирской магистрали — в нескольких десятках метров от жилых домов. Ни одно из зданий чудом не пострадало.

В тот день ранним утром Boeing 737 компании «Аэрофлот-Норд» разбился при повторном заходе на посадку. До взлетной полосы оставалось всего 11 километров.

-2

По воспоминаниям очевидцев, пилоты, кажется, сделали все, чтобы увести машину от многоэтажек. Самолет едва не упал на проходящий товарный поезд, но машинисту удалось затормозить и не врезаться в обломки — благодаря этому еще больших жертв удалось избежать.

«В ту ночь меня прикомандировали к одной из эмчээсовских опергрупп, — рассказывал 59.ru военкор Аркадий Константинов. — Мне позвонили в пять утра. Несколько часов я был с ними. Сколько жить буду — не забуду того дня. Искореженный металл, от людей остались только клочья, даже на траве была смесь из авиакеросина с кровью».

-3

«В пять утра раздался страшный гул, а еще через две секунды взрыв, – вспоминала пермячка Маргарита Неугодова. — Я увидела зарево. Моя комната выходит во двор. От соседей из другой многоэтажки я узнала, что они видели огромную тень, а потом взметнулся высокий столб огня. Этот дом как раз загораживает наш. Сама я почувствовала взрывную волну, но стекла не вылетели. Самолет упал совсем рядом с нашим спальным районом. При такой скорости расстояние ничтожное. Пилот в последний момент направил самолет на пустырь, благодаря ему живы мы».

-4

В катастрофе погиб Геннадий Трошев, командующий группировкой «Восток» во время второй чеченской войны. Поэтому, как сообщают некоторые источники, причиной стали называть теракт. «На этой версии настаивали даже после того, как были обнародованы результаты работы комиссии. Городские слухи были о сверхсекретном оружии, который вывел из строя приборы, и о том, что самолет полыхал, как комета, еще до столкновения с землей», — говорила писатель Светлана Федотова.

Существует конспирологическая теория о том, что в аэропорту Шереметьево самолет захватили террористы, которые должны были направить его на нефтеперерабатывающий завод в Перми. По мнению авторов версии, самолет был сбит ВВС России для предотвращения теракта. Внятных подтверждений этому не последовало.

Спустя полгода после трагедии действительно обнародовали официальную версию произошедшего: все случилось из-за ошибки экипажа. Виновником признали командира воздушного судна Родиона Медведева. В заключении также говорилось о недостаточном уровне профессиональной подготовки экипажа, а также о том, что в организме пилота был обнаружен алкоголь.

-5

Кстати, в официальном отчете есть сведения об СМС, отправленном с борта самолета: пассажирка писала своему знакомому, что очень напугана, поскольку голос командира звучит как у совершенно пьяного человека. Еще в отчете сказано, что речь экипажа «изобиловала нецензурными выражениями с крайне резкими необоснованными отзывами в адрес бортпроводников и служб аэропорта, а также пространными рассуждениями, не связанными напрямую с решением текущих задач, что не позволяло им в должной мере концентрировать внимание на управлении воздушным судном».

Многие родственники погибших, впрочем, не поверили в версию следствия и все-таки склонялись к тому, что был теракт.

«Мы все понимаем, что тут скрывать, это был теракт, — говорила Наталья Залазаева, глава инициативной группы родственников погибших. — Как объяснить, что нашли в одной куче телефоны, нашли много документов, собранных в одном месте. Почему так долго все скрывали? Многие уверены, что самолет летел на ПНОС (нефтеперерабатывающий завод — Ред.). Могло погибнуть гораздо больше людей. В момент падения там близко шел поезд. Кроме того, там вокруг столько жилых домов. Если бы самолет упал на ПНОС, тут не было бы ни Нагорного, ни Кондратово, ни Индустриального района. Поэтому мы живем благодаря нашим ребятам».

Позже на месте катастрофы установили мемориал памяти — 88 колонн-свечей, в центре на плите написаны имена всех пассажиров.

-6

По материалам 59.ru и «Реальная Пермь»

Подписывайтесь на «Уральские франки» и не пропускайте другие важные публикации о нулевых