Найти тему
Культурология для всех

Нужны ли Богу умершие?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы закончили на 11-ой главе Евангелия от Марка.

Двенадцатая глава начинается с притчи, в которой

“человек насадил виноградник и обнёс оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился” [Марк. 12:1].

Потом послал слуг к виноградарям за плодами, а они вместо винограда сначала били посланных, а потом убили, даже, сына хозяина. Здесь Христос не ждет ответа слушателей о том, какой должна быть судьба виноградарей, как это было у Матфея, а говорит сам цитатой из 117 псалма: ”Неужели вы не читали сего в Писании:

«камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших»?” [Марк. 12:10-11].

Собственно, Матфей тоже ссылается на этот псалом в 21 главе своего Евангелия. Толкователи предлагают считать, что камень - это Иисус, он же сын хозяина виноградника. Его отвергли строители/виноградари - фарисеи, книжники, да, и обычные евреи, которые потом будут кричать: “Распни!”. Однако, он станет самым важным. Хотя, последняя часть, о его значимости, из текста притчи упущена совсем…

Пришли к Спасителю подосланные фарисеи и иродиане и спросили:

“Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?” [Марк. 12:14].
-2

Иисус, взглянув на монету с изображением кесаря, ответил слово в слово с записанным у Матфея глава 22, стих 21:

“отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” [Марк. 12:17].
-3

Саддукеи же больше интересовались воскрешением, точнее, они-то уверены были, что нет никакого воскрешения, потому спросили о женщине, которая была по очереди женою семерых братьев, умиравших друг за другом, чьей она будет женой, когда они все воскреснут? Христос объяснил:

“Ибо, когда из мёртвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах” [Марк. 12:25].

И дальше:

“А о мёртвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?» Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь” [Марк. 12:26-27].

Надо сказать, что данная цитата дает очень полезное разъяснение. Когда эту историю описывал Матфей в 22 главе, у меня сложилось впечатление, что умершие Богу не нужны. Здесь же дается объяснение, что мертвые воскреснут.

На этом 12-ая глава не заканчивается, продолжение в следующей публикации.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь