Найти в Дзене
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Адаптивность: на что надо обратить внимание, чтобы ребёнок с особенностями развития мог вырасти самостоятельным?

Оглавление
Адаптивность - это способность психики принимать изменения и приспосабливаться под них, а также изменять среду под себя.

Адаптивность, пожалуй, наиболее важная черта интеллекта человека - никто на Земле не смог так изменить окружающую среду, как люди. Именно она позволяет выживать и искать лучшие решения. А ещё она крайне важна для самостоятельности. Поэтому если есть цель "откорректировать так, чтобы мог самостоятельно жить", то в первую очередь упор надо делать на развитие адаптивности.

Но ни для кого ж не секрет, что в случае с особыми детьми это задача порой из серии "достать звезду с неба", поскольку нарушения развития нередко сопровождаются противоположностью адаптивности - психической ригидностью.

Психическая ригидность - это сильное сопротивление, вплоть до неспособности, к изменению поведения, мнения или отношения.

Наиболее сильно эта черта выражена при аутизме. И именно здесь, пожалуй, и кроется ответ в том, почему интеллектуально сохранным людям с РАС по статистике труднее находить работу и вести самостоятельную жизнь, чем даже людям с УО.

Как живут взрослые аутисты? Сводка статистики по теме

Неспособность нормально воспринимать перемены и изменять поведение при РАС может доходить до ручки: ребёнок, а потом и взрослый, может, к примеру, легко отказаться от поездки, если по расписанию приехал не красный автобус, а зелёный. Сами понимаете, что если такая ерунда способна выбить человека из колеи, нарушить все планы, то какой из него работник, член семьи или гражданин?

Почему при РАС, да и при других нарушениях развития, бывают такие проблемы с адаптацией?

В первую очередь потому, что адаптивность - это "умелка" лобных долей мозга, которая хорошо работает только при достаточно развитом самоконтроле.

У ребёнка проблемы с эмоциями, вниманием, мотивацией? Работаем с лобной долей мозга

Человек, допустим, сталкивается с какой-то неожиданностью, которая ломает его планы и что ему нужно в первую очередь сделать? Правильно - подавить как минимум досаду. То есть, самоконтроль это в первую очередь умение "выключить" эмоции и подумать: есть ли толк закатить истерику или лучше поискать другое решение?

У детей первые зачатки самоконтроля в норме становятся видны после 5 лет. После этого возраста, как правило, с подавляющим большинством нормы можно вести диалог, приводить какие-то доводы. Истерики если и будут, то видно, что они постепенно сходят на нет.

Но не так-то всё легко с детьми, у которых нарушения развития. Из-за замедленного созревания мозга они долго застревают на этапе "учусь подавлять досаду, но как-то не очень получается". До рассуждений и адаптивности таким образом, попросту не доходит, а значит выработать её особые дети не могут.

Дополнительно здесь мешает стремление к постоянству, повторяющимся сценариям, зацикленности на планах. Эта "фишка" появляется от стремления хоть как-то контролировать непонятную, а значит и потенциально враждебную (с точки зрения особого ребёнка) окружающую среду.

Что можно сделать?

Как всегда - универсальных советов здесь нет. Планка успешности у каждого будет своя. Но помня "откуда ноги растут", напрашивается ряд конкретных целей для повышения адаптивности у особых детей:

  • Пронаблюдать за ребенком, выявить его сенсорные слабости и пытаться от них избавляться, если это возможно.

Это даст ребёнку возможность наконец-то преодолевать негативные эмоции от того, что что-то не так, что-то не получается.

Неадекватная сенсорная чувствительность как тормоз развития
Нарушения обработки сенсорной информации (НОСИ) - о том, откуда "растут ноги" у большинства истерик аутистов

Почему это так важно? А вы, например, наушники себе включите с каким-нибудь комариным писком и попробуйте так походить хотя б полдня. Или не снимая носите трущие туфли. Гарантирую, что тоже начнёте дёргаться к концу этих пыточных сеансов - мозг перегрузится негативной сенсорикой и будет думать только об одном "КАК от этого избавиться?" И если в вашем случае решение простое (снять наушники или туфли), то какое оно у ребёнка без вашей помощи?

Ему не до развития, не до адаптивности и не до понимания того, как вы устали от всего этого. Он думает только о том, как от этого избавиться. И не знает как. Его нервная система постоянно перегружена. Немудрено, что малейшее изменение, малейший негатив будет вызывать взрыв. Поэтому важно убирать раздражающие факторы + успокоить нервы ребенку - тогда он не будет так цепляться за стабильность в виде ритуалов.

  • Вводить гибкие сценарии

Лёва у меня тоже был любитель психануть, если что-то пошло не по плану или вышло за пределы оговоренных условий. До примерно 3,5-4 лет можно было только отвлекать, успокаивать или молиться, чтобы истерика длилась не очень долго.

Когда появилась возможность более-менее объясняться, проблема... не решилась! Его всё так же циклило на "Должно быть это, а не то!!!"

Но у меня получилось переиграть сына введением объяснений с разными условиями. Я ими и сейчас пользуюсь. Например, я никогда не говорю утверждений: "Мы пойдем и купим мороженное в тот магазин". Я всегда говорю вариативные условия: "Мы купим там, ЕСЛИ магазин будет открыт" и "Мы купим, ЕСЛИ там будет мороженное". То есть, я сразу учитываю определенное множество условий и морально готовлю к их вероятности ребёнка.

Есть у меня и другой подход к решению проблемы "я хАчу":

В 5 лет у Левы был особый бзик на цвете транспорта - он приходил на остановку и заявлял: "Мы едем только на красном автобусе, а на синем - неее".

И всё равно, что вообще-то нам нужен не цвет, а конкретный маршрут. Здесь тоже помогли внушения: "Мы едем на красном только если, он нам подходит по маршруту. Потому что автобусы не аттракцион - мы на них не катаемся, а едем с определенными целями".

Однако иногда это не срабатывало, но помогало проучить - договорились ехать в зоопарк, а после него съесть бургер, а Лева решил опять двинуть тему о важности поездки именно на конкретных цветах - ок. Иди домой и рассуждай об этом без зоопарка и бургера. Пришлось пережить пару истерик, но качание прав на эту тему прекратилось.

Развивайте кругозор и навыки ребёнка

Чем больше знаний, тем выше адаптивность.

У Жюля Верна есть роман "Таинственный остров". В нём рассказывается о людях, потерпевших крушение. Они смогли выжить и обустроить практически нормальный быт на абсолютно безлюдном острове.

Если считаете, что "Ну это литература, а не реальная жизнь", вот вам реальный пример, где человек умудрился в открытом море на плоту выживать 76 дней:

Стивен Каллахэн. 76 дней в плену у моря

Человек, который много чего знает, ни от кого не зависит. Если что-то не получается, он просто ищет альтернативный путь, в то время как другие удивляются: "А что, так можно было?!"

Но здесь надо помнить, что важно не только развитие интеллекта. Важно и его прикладное применение. Толку, скажем, от гипотетических знаний как варить картошку, если не научили её чистить и включать плиту? Поэтому вместе с интеллектом нужно наращивать навыки.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Работайте с импульсивностью

Это больная тема для меня самой потому, что мой сын импульсивен. Благо, что со временем и тренировками ситуация действительно улучшается.

Здесь я публиковала то, во что мы играли для работы над импульсивностью:

Импульсивность, гиперактивность и невнимательность - о трёх бедах детей с СДВГ и об играх, которые могут им помочь
Об играх, которые могут научить ребёнка сдерживать эмоции и лучше управлять собой
Как развивать понимание и контроль эмоций у детей 2-4 лет?

Эти игры должны помочь развить устойчивость к желанию немедленно психануть со всеми вытекающими последствиями. А устойчивость в свою очередь поможет ребёнку таки дойти до рациональных действий и адаптивности.

С Левой они мне неплохо помогли. Но предупрежу: супер эффекта за 1-2 раза не ждите. При регулярном (хотя бы 2 раза в неделю) применении первое снижение импульсивности становится заметно только через полгода минимум (во всяком случае, у нас было так).

Спасибо что читаете меня!

Инструкция, что делать, если вы подозреваете у ребёнка нарушение развития

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)