Когда изучаешь биографию Л. Чарской, невольно закрадывается мысль, что она была Д. Донцовой своего времени, только для детей. Когда один человек пишет книги в таком огромном количестве (более 80 произведений), невольно задумываешься об их качестве – несмотря на бешеную популярность.
Если вы читали о Л. Чарской, то, наверное, знакомы и с критикой К. Чуковского – он обвинял писательницу в том, что её произведения создаются конвейерно, посредством гарантирующего успех механизма – с обязательным включением в повествование обмороков, слёз, истерик, чьей-нибудь преждевременной смерти и т.п. А дети это потом проглатывают…
Конечно, во многом К. Чуковский был прав – во взрослом возрасте сложно воспринимать произведения Чарской совершенно всерьёз, особенно ознакомившись с несколькими десятками повестей и обнаружив одни и те же приёмы. С другой стороны…
Но будем идти по порядку. Начитавшись Чарской в детстве, в подростковом возрасте я её отвергла по указанным выше причинам и долгое время не вспоминала о ней. Между тем пришла мода без разбору переиздавать сентиментальные повести для девочек второй половины 19 в. – начала 20 в.
Я из любопытства просмотрела несколько упомянутых повестей (например, «Чужой хлеб» А. Анненской), даже прочитала что-то. И тут поняла: а Л. Чарская-то на самом деле была талантлива. На её фоне книги многих других писательниц аналогичного жанра (речь в данном случае об отечественной литературе) выглядят весьма тускло.
Чарская писала захватывающие книги, её персонажи были живыми, правдоподобными, самостоятельными. Она хорошо разбиралась в детской психологии. Неудивительно, что с началом нового времени, когда снова стали издаваться сентиментальные книги для девочек, вспомнили в первую очередь Чарскую.
Конечно, я не стала бы советовать браться за полное собрание её сочинений, которое выпустили в середине 2000-х, на волне, видимо, высокой продаваемости книг данного жанра. Тут разборчивость не помешает – ведь невозможно написать 80 книг так, чтобы все они были одинаково хороши.
Предлагаю свою подборку любимых книг Л. Чарской – вы, наверное, заметите, что в основном они относятся и к наиболее известным, что закономерно.
Записки маленькой гимназистки (1908)
Осиротевшая Лена попадает в семью своего дяди, где ей не рады. И в новой гимназии её травят соученицы… но благодаря своим душевным качествам девочка и обретает друзей, и завоевывает расположение семьи.
Некоторые жалуются, что местами слишком слащаво, а главная героиня – терпила, другие – что психологически тяжеловато. При подобном сюжете у другой писательницы подобного жанра могло бы выйти слабоватое произведение с марионеточными героями, но не у Чарской. Даже несмотря на неестественно положительный образ Лены книга, написанная очень живо, захватывает.
Разумеется, герои повести в приличествующей для жанра мере и рыдают, и падают в обморок. При этом, однако, образы детей, как и их поведение, переданы весьма правдоподобно.
Чего современному человеку действительно непонятно – почему это дядя девочки, при всех его хороших качествах, так мало интересуется воспитанием детей, и если у него к ним всем ровное отношение, почему его не коробит, как в семье относятся к старшей дочери – горбунье?
Местами действительно психологически тяжеловато, но утверждения некоторых родителей, что они «дадут эту книгу своему ребенку только в старшем школьном возрасте», вызывает саркастическую усмешку. Правильно, пусть параллельно с «Братьями Карамазовыми» читает…
Счастливчик (1912)
Ещё одна гимназическая книга об отношениях между соучениками младшего возраста (9-10 лет), принадлежащими к разным социальным слоям. Главный герой из богатой семьи, не знающий ни в чем отказа – однако добрый, неиспорченный ребенок, не успевший проникнуться снобизмом. И ему, обзаводящемуся новыми товарищами, предстоит узнать, что не всем так же повезло, как ему…
Опять же, тут можно было такие розовые сопли развести – но Чарской удаётся этого избежать. Книга написана живо и непосредственно, читателю не тыкают к нос моралью – думаю, она проглатывается ребёнком как-то незаметно вместе с самой повестью. Невозможно, например, не разделять негодование главного героя, когда ближе к концу книги семья не желает отпускать «ребёнка» к больному товарищу из бедной семьи… Но Счастливчик сознаёт свою вину перед другом и, идя против воли гиперопекающей бабушки, совершает самовольную вылазку.
Да и в целом он постепенно понимает, что если хочет быть «маленьким мужчиной», не всегда следует идти на поводу у женской части семьи – бабушки, старшей сестры и няньки, вечно норовящих задушить его заботой – как бы он ни любил их.
Приютки (1907)
Очередное проявление Чарской любви к повествованиям о закрытых учебных заведениях – повесть «Приютки», о деревенской девочке, которая, осиротев, попадает благодаря ходатайству сослуживцев покойного отца в приют. Книга написана очень просто, но душевно, причем сфокусирована не столько на взрослении главной героини, сколько на жизни приюта в целом, на отношениях между детьми.
Цикл о семье Джаваха и Люде Влассовской
Точкой опоры в данном цикле мне представляется книга «Записки институтки» (1901), одна из первых и при этом одна из наиболее качественно, на мой взгляд, написанных книг Чарской (которая использовала при написании и свой собственный институтский дневник). Достаточно много интересных подробностей при описании быта «благородных девиц».
Повествование ведется от лица 11-летней Люды Влассовской, отправленной учиться в Павловский институт из далекой Полтавы. Люду, отчаянно скучающую по дому, берет под свою опеку юная княжна Нина Джаваха, приехавшая из Грузии. Замечательная дружба девочек длится весь учебный год, пока не происходит печальное событие…
После «Записок институток» появилось несколько продолжений и предысторий. Самая известная повесть цикла – «Княжна Джаваха» (1903) о приключениях Нины у себя на родине и, затем, знакомстве с Людой.
«Люда Влассовская» (1904) – продолжение повествования о Люде, которая, окончив институт, уезжает в Грузию работать гувернанткой, в семью, живущую по соседству от князя Джаваха, с которым у неё очень тёплые отношения.
Повесть «Вторая Нина» (1907) о приёмной дочери / родственнице князя Джаваха и воспитаннице Люды имеет более мрачную тональность и потому нравится мне меньше, но интересна для прочтения, поскольку встречаются уже знакомые и полюбившиеся герои.
Сибирочка (1909)
Отчего-то эта книга нравится меньше перечисленных выше, может, потому что там речь идет не о каком-нибудь учебном заведении. Сперва девочка, ничего не знающая о своем происхождении, живёт в глухом лесу в Сибири с дедушкой, а затем со своим другом приезжает в цивилизацию и устраивается работать в цирке – выступать со львами. Нечаянно происходит знакомство с родными, которые, как и Сибирочка, до поры до времени о родственной связи не догадываются.
Вот, пожалуй, книги, подходящие для младшего / среднего школьного возраста, которые мне нравятся больше всего. Несмотря на различные недостатки, перечисленные в начале статьи, мне думается, что книги Чарской были бы явно полезны современным детям, почему – наверное, напишу отдельную статью.