Найти тему
Православие.ONE

"Очень тяжело, и все мы, бедные, кряхтим под тяжестью скорбей, но послушай..."

Старцы Валаамского монастыря много оставили поучений и историй о том, как они справлялись с теми или иными сложностями в духовной жизни. Руководствуясь их опытом и советами, мы все больше и больше узнаем о жизни вечной.

Многие задаются вопросом и часто в комментариях спрашивают о том, что одолевает уныние и нет сил уже с ним бороться, как быть?

Старец схиигумен Иоанн Алексеев (Валаамский) пишет:

Не один ты унываешь, но все человечество скорбит и унывает, только в разных степенях.
Все же веруй в Божий Промысл.
Меня ведь тоже посещают болезни. Приходится терпеть и просить Бога, чтобы дал мне, грешному, терпение. Сознаю, что моя жизнь прошла, переход в другой мир приблизился, и не молюсь о выздоровлении, а полагаюсь на волю Божию, ибо Он знает наши нужды раньше нашего прошения и знает, что нам и когда будет полезно.
Господь Своею милостию поможет тебе!

В другом письме можно обнаружить, что отца Иоанна спрашивают о выходе из состояния уныния. То, что человеку нужно молиться, поститься и трудиться - это всё понятно, но что ещё к этому добавить? Ведь когда уныние, молитва и вовсе ведь не идёт... Ничего не хочется, сплошная апатия.

-2

Здесь отец Иоанн отвечает:

В такие тяжелые минуты полезно прогуляться подальше в лес и посмотреть, как белки прыгают с елки на елку, и птички чирикают и веселятся, и вся природа как бы хвалит Господа. Только бедный человек унывает и скорбит. Еще полезно с кем-нибудь поговорить. А врачует это тяжелое состояние терпение, молитва и время.
В этой временной жизни иначе и быть не может. Приходится переживать разные невзгоды, как кораблику на море: то ветер, то дождь, то буря, да такая, что даже мачты трещат, иногда того и жди, что на палубу выкинет.
Важнее всего: старайся быть мирным, а чтобы быть мирным, не касайся никаких чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и узнавания новостей. Вообще о газетах и слушании новостей и говорить излишне.

О спасении в миру старец и вовсе писал много, потому что имел всегда связь со своими чадами, да и люди его любили. Добрый пастырь всегда стремился утешить и ободрить. Радовался, когда люди тянулись к Богу.

Мы, порой, излишне требует от других добрых дел, своих не имея и не делая. Мы и от мира требуем доброты и милосердия, но если мы сами не изменимся, то стань хоть все в мире святые, мы того даже не заметим. Важно изменить себя. Об этом преподобный Серафим Саровский не раз говорил: спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся.

-3

Отец Иоанн пишет в письме:

Конечно, мир требует своего: труды, хлопоты и заботы, иначе и быть не может. Если при этом иметь память Божию – и довольно с тебя. По мнению Святых Отцов, молитва и память Божия есть одно и то же. Если время когда найдется, хорошо прочесть сколько-нибудь в Евангелии, в апостольских посланиях размышления о временной сей юдоли - плачевной жизни, о смерти и о будущей вечной жизни. Господи, помилуй! Страшно и подумать: конца нет. Хотя здесь бывает иногда очень тяжело, и все мы, бедные, кряхтим под тяжестью разных скорбей, однако они изменяются, а там никаких перемен не будет.

Жалеет, конечно, батюшка всех, но и напоминает с отеческой любовью, что человеку и в миру нужно так же нести свой крест:

Не забывай: не для праведных, а для грешных Господь Иисус Христос принял нашу плоть, и был совершенный Человек - кроме греха. Слава, Господи, милосердию Твоему! Господь знает нашу немощь и дал нам врачевство покаяния. По закону духовного ведения, чем больше человек преуспевает в духовной жизни, тем более видит свои грехи, как песок морской, - и это знак здоровья души. При этих чувствах отчаянию нет места, а наполняется душа умилением и любовью ко всем живущим на земле. Блаженны люди, которые приходят в такое состояние. Оно дается от Бога за глубочайшее смирение и называется бесстрастием.

И где бы ни жил человек, у него всегда есть возможность творить молитву, главное не лениться. Лень накатывает снежным комом, а точнее лукавый отвлекает нас от дел спасения, молитвы, добрых дел и т.д. И вот отец Иоанн даёт очень интересный совет о том, как творить молитву Иисусову:

-4
Святые Отцы изобрели молитву Иисусову - вот самое могучее средство или врачевство против мыслей и вообще против всех неприятных случаев. Молитву читай так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Ум заключай в слова молитвы, а внимание держи не в голове, а в верхней части груди. Такой способ самый правильный. Конечно, потребуется большой труд. Если будет навык, опытом узнаешь сердечное веселие, только вниманием на сердце не нажимай. Если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать.

Аминь.

Другие публикации канала

"Жизнь наша есть как бы дом искушений и... Но мы не отступим!" (Преподобный Серафим Саровский)
"Если мы будем умолкать об этом грехе, то мытарства не пройдём!" (Старец Зосима)
"Есть единственный способ облегчения скорбей" (Алексий Голосеевский)
"Лучше нашей страны я не нашел! И вера наша - выше всех!" - преподобный Серафим Вырицкий
Православие.ONE | "Враг будет мешать, потому за каждый шаг в сей жизни придётся бороться!" (ищущим сегодня утешения)