Найти в Дзене
Православие.ONE

"Если мы будем умолкать об этом грехе, то мытарства не пройдём!" (Старец Зосима)

Святые отцы признавались в том, что были обуреваемы разными страстями и они боролись с ними до конца своих дней. Это говорит всем нам о том, что грех всех одолевает, но и все мы должны нести свой крест безропотно, борясь с тем самым грехом.

Старец Зосима (Сокур) в одной из проповедей признался:

Прошу, стремитесь к чистоте! Сам борюсь, сам стыжусь, самого обуревают помыслы, никуда от этого я не денусь, сам грешный человек, сам исповедаюсь за каждой литургией вслух в алтаре свои немощи и учу вас также не таить в себе гной этот, мрачным сосудом быть, внутренние скляницы очищать, выворачивай из себя.

Люди, стоящие в храме, каялись и батюшка радовался, что они осознают то, что без покаяния нет пути на небо.

Но как каяться на исповеди, если грехи постыдные?

Отец Зосима отвечал:

Предупреждаю: никогда исповедь не превращайте в непотребные рассказы свои — это уже мерзость. Факт греха — всё ясно священнику, а то начинают, или священники есть опытно слабые, или болящие, может быть, такие обуреваемые, и начинают — как, куда, а что, и пошёл. Не нужно этой мерзости. Факт греха есть — прости, Господи! Господь всё остальное весть. Эти грехи никогда не афишируют, но и вместе с тем постоянно до гробовой доски борются.

Многие удивляются, говоря, да вот молодые только так грешат, и вот как буду стареньким, тогда проще будет, не будет таких страстей. А вот и не всегда так бывает. Об этом батюшка всегда предостерегал. Никогда не нужно откладывать покаяние на потом, исправляться нужно сейчас.

И вот однажды отец Зосима рассказал историю:

-2
У нас был один схимник в монастыре, почти ж девяносто лет, — нет, не схимник, просто архимандрит был, в Глинской. Мы ему говорим: «Отец Власий, схиму уже принимай». — «Не могу, меня страсти мучат». — «Господи, девяносто лет — ещё у тебя страсти?» — «Э, — говорит, — отец Савватий (я тогда ещё Савватий был), ты не знаешь ещё, что в старости бывает, как дуреют». Вот так.

Потом отец Зосима признался:

А я потом и задумался — ой, Господи, не дай Бог, и это меня ждёт такое. Так что и нас, мы не знаем, что нас ждёт в старости, какая дурь, какое искушение.

Но кому молиться в таких случаях?

Только лишь надежда на Господа, и молитвами преподобного Моисея и всех преподобных отцев да поможет Господь победить. Есть хороший акафист преподобному Моисею. Кого бес одолевает, — молись, почитай акафист, попроси помощи. Я вот, всегда молюсь, когда «Отче наш» читаю: от тяжких непосильных искушений, от тяжких непосильных соблазнов сохрани меня, Господи, в день сей и в дальнейшей жизни моей. Вот так и вы всегда молитесь, просите, чтоб непосильные искушения, которые нам не по силам, проходили мимо нас, чтобы Господь всем нам даровал по силам жизни нашей земной. Аминь.

Вообще многие старцы и святые отцы говорили что-то похожее, а преподобный Амвросий Оптинский и вовсе так наставлял своих чад:

-3
Братия и сестры, прощаю вам наперёд все ваши мелкие грехи. Только не грешите смертными грехами. Блудом особенно не грешите. За эти грехи тяжко придётся отвечать и на Суде Божием.

И старец Зосима снова и снова всех своих чад наставлял не утаивать постыдные грехи, а скорее их исповедывать.

Часто говорю, от этого беса блуда никто не гарантирован. Ложные те праведники лишь только мнимые, по наружности, говорят, что не-не-не, мною не обладает. Всеми бес блуда обладает, и схимниками, и патриархами, и митрополитами, и протоиереями, и иереями, и евреями, и мирянами, всеми обладает бес блуда. Все на этом мытарстве споткнутся. Из вас кто мимо прошёл беса блуда? А ну, подними-ка руку хоть один мне. Никого! Вот... Всех обуревает. «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой». Если не телом, мы душой мучаемся, страдаем. Особенно боюсь, когда детей мы блудом мысленным оскверняем, друг друга мысленно оскверняем, юношей, девушек, взираем с похотью на них и оскверняем. От этого страдают особенно дети, особенно юные существа, от наших гадких, блудных взглядов, помыслов наших. Этого беречься надо. Не причинять муки ближним своим. Многие приходят в храм не молиться, а на священников, на монахов смотреть. Мы идём не на священников смотреть в храм, Богу молиться идём. Предстоим перед ликом святым. А как бес смущает многих на иконы святые, с какой похотью смотрят на распятие Креста Господня — очень тяжкий грех. Почему об этом всегда вздыхать ежедневно нужно: «Господи, блуд наш мысленный прости, Господи. Страсти наши, Господи, прости. Мрак наш, мразь нашу внутреннюю прости, Господи», — каяться так всегда нужно.

Кто-то подошёл к батюшке и сказал: "Батюшка, так стыдно говорить о таком и неудобно. Тема-то стыдная... Нельзя уж о ней так говорить..." А батюшка ответил:

-4
Как же? Эта тема животрепещущая, от этой темы, если мы будем умолкать, мы многие погибнем на мытарствах. Все споткнёмся на этом мытарстве, если мы не осознаем, не раскаемся в своей греховности, конечно, будет плохо очень. Так что дай Господи нам осознавать немощи свои. Немощи всех борят, без исключения. И юность беснуется, и увлечения, и всё. Вчера вечером говорил: дай Господи нам чистоту мыслей таких — видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть, радоваться этой красоте. Именно это духовное ведение красоты, как Достоевский писал, «спасёт мир». Не какая-то красота простая, а именно духовное ведение красоты. Грязи никогда не чувствовать друг к другу, похоти, совокуплений и прочей нечисти. Подальше, стыдно должно быть подумать. Чувство стыда должно быть постоянно в нас, вот тогда мы победим похоть. Если нам не стыдно будет, — мы уже потерянные, мы бесстыжие тогда существа, прости Господи. И нам нужно побеждать искушения, не идти на смертные грехи.

Дай Бог всем сил и спасения души!

Аминь.

Другие публикации канала

Православие.ONE | "Мир сам себя осудит, будучи поставлен пред вопиющей неправдой" - старец Иоанн Крестьянкин