Найти тему

Избранная история популярной музыки. 6. Эволюция джаза

Оглавление

Традиционно шестая серия моего видеоблога об избранной истории популярной музыки в формате статьи. Для тех, кто предпочитает читать, а не смотреть.

Предыдущая часть:

Избранная история популярной музыки. 5. Кабаре и рестораны (читать)

В третьей главе своего блога об избранной истории популярной музыки я рассказывал о том, как джаз в 30-е годы стал "королём" в лице свинга, который был лидирующим, но не единственным поджанром джаза. Дело в том, что, джаз не останавливала конкуренция со стороны народных и национальных мелодий и песен, о которых я упоминал в предыдущей части. В те моменты, когда он начинал терять популярность или просто не мог себе её завоевать в той или иной стране, он как паразит, интегрировался в любую культуру, в любой другой стиль, выживал и продолжал быть на высоте. В этой главе я поговорю про смежные джазовые стили разных стран первой половины XX века.

Как Луи Армстронг "издевался" над джазом

Источник: avatars.mds.yandex.net
Источник: avatars.mds.yandex.net

Я не так часто упоминал про короля джаза Луи Армстронга. А ведь о нём целые книги написаны, да и вообще о нём отдельный сериал снять можно было бы. Почему его называют королём джаза? Ведь он изначально просто шёл в ногу со временем, играл в 20-х классику Нового Орлеана и Чикаго, в 30-40-х свинг, как и все. Но не только. Во-первых, Армстронг сделал себе самый узнаваемый в джазе имидж: внешность, подача с выпученными глазами, манера вокала так вообще оказала влияние не только на джазовый вокал, но и на манеры пения в самых различных стилях музыки вплоть до рок-музыки, хард-рока и металла. А во-вторых и в-главных, Армстронг сделал джаз в своём исполнении уникальным стилем, который может понравится абсолютно любому человеку, который даже может вообще не знать, что такое джаз. Он мог найти применение джазу в любое время и в любом обществе! Он показал, что джаз – разностороннее явление, не вписывающееся в какие-то рамки. К примеру, того же свинга 30-40-х.

Ярчайший пример! Луи Армстронг первым осмелился переиграть в джазовом диксилендовском варианте церковную афроамериканскую музыку – спиричуэлс. В 1938 году он сделал песню “When the saints go marchin’ in”, которую обычно в медленном варианте пели чернокожие люди на похоронах, бронебойным джаз-хитом своего времени. Под песню хочется пуститься в пляс, а когда понимаешь суть текста, начинается взрыв мозга – песня в переводе звучит: «когда святые маршируют»!

Но самой известной переделкой Армстронга афроамериканского церковного спиричуэлса стала уже в 50-х годах песня, которая изначально вообще считалась ещё в XIX веке гимном чернокожих рабов. Песня стала одной из самых узнаваемых вещей Армстронга. Надо сказать, использование им церковных песнопений чернокожего населения в популярной музыке предопределило суть всей будущей поп-музыки и рок-музыки.

Это был просто один из самых ярких примеров, как американский классический джаз начинал потихоньку уходить в свободное плавание и искать для себя всевозможные варианты смешения с другими жанрами. В середине 40-х годов время господства традиционного джаза и свинга ушло. Интерес к нему вернулся как раз где-то в 50-е годы во времена песни Go Down Moses во многом благодаря появлению крупных джазовых фестивалей.

А как же повёл себя джаз в Европе, где сталкивался с национальными особенностями разных стран? Как вы, наверное, заметили, я люблю рассказывать о музыке Европы на примере трёх стран: Франции, Германии и СССР. Германию придётся в этот раз пропустить, поскольку в 30-х годах в ней к власти пришли нацисты, и там джаз ни с чем не смешивался, его попросту начали запрещать как музыку низшей расы – чернокожих афроамериканцев. Поэтому начнём с Франции. Именно там во времена бушующего свинга появился мой очередной музыкальный кумир!

Джанго Рейнхардт и "цыганский" джаз - джаз-мануш

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

По сути первый культовый гитарист в истории не только джаза, но и вообще музыки, оказавший неоценимое влияние на развитие гитарной игры во всех последующих жанрах, в частности, и рок-музыки. Цыган по национальности, он вырос в таборе, кочевавшем по Бельгии и переехавшем во Францию. Всё своё детство и юношество Рейнхардт играл на скрипке и банджо, чем зарабатывал себе и семье на жизнь, пока трагическое событие не сделало его тем, кем его знает весь мир – пожар в таборе, в котором Джанго покалечил два пальца левой руки, что сделало невозможным играть на скрипке. И тогда в его руках оказалась гитара, и тогда он выработал свой знаменитый уникальный способ игры тремя пальцами с помощью большого пальца.

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Осев во Франции, Джанго ушёл из табора, перед ним в этой стране в 30-е годы открылось много возможностей для самореализации. Исполняя в кафе-ресторанах вариации на французские национальные мотивы и в русских белоэмигрантских кабаках русские цыганские песни, Джанго вместе со своим братом Джозефом однажды услышали в доме у одного своего покровителя американский джаз, который только-только начинал проникать в Европу и который перевернул жизнь братьев Рейнхардт. Джанго на своих выступлениях начал отчаянно импровизировать по-джазовому на гитаре, чем удивлял всех вокруг. Представьте себе традиционный французский мюзет либо русский цыганский романс в котором гитарист внезапно начинает запилы!

Источник: cherwell.org
Источник: cherwell.org

Но именно благодаря этому в 30-х он становится бешено популярен во Франции и создаёт квинтет Hot Club De France, который популяризирует уникальный стиль Джаз-Мануш (мануш – по-французски «цыган»), объединяя американский свинг с цыганскими мотивами и стилистикой классического французского шансона. Квинтет имел совершенно необычный для джаза состав без барабанов: Джанго на соло-гитаре, два ритм-гитариста (одним из которых был его брат Джозеф), контрабас и, самое главное: в группе появляется ещё одна легенда французского джаза тех времён – скрипач, итальянец по происхождению Стефан Граппелли. Это было что-то уникальное, такого в джазе ещё не было: отсутствовали барабаны, духовые, а главными инструментами группы были струнные: гитара и скрипка – изначально основные инструменты цыганской музыки.

Во время захвата Парижа и полной оккупации нацистами Франции Джанго с квинтетом выступали в Лондоне. Он с риском для себя вернулся с гастролей в Париж и продолжил играть с обновлённым составом, в то время как его друг Стефан Граппелли остался в Лондоне. Но после этого Джанго с братом уже сбежать было невозможно, его просто бы не выпустили – цыгане, как и евреи, стали массово преследоваться нацистами как низшая раса. Да ещё и джаз запрещался нацистами как музыка чернокожих – низшей расы. Рейнхардта и его семью спасала опека руководителей немецкого ведомства по культуре. Его не могли так просто тронуть – он имел большую популярность во Франции. Тревожный сигнал прозвучал, когда Джанго Рейнхардту собрались организовать турне в Германии – достаточно было выманить знаменитого цыганского гитариста туда, чтобы больше никто никогда не услышал его музыку. Поэтому он просто бежал и остаток войны вёл полуголодное существование, вернувшись к кочевому образу жизни с табором цыган, скрываясь от нацистов в лесах.

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

После победы в Европе Рейнхардт в 1945 году даёт в освобождённой Франции триумфальный концерт с оркестром транспортной авиации. Говорят, именно с Рейнхардтом должен был сыграть в Париже великий Гленн Миллер на концерте в честь встречи союзников сразу же после освобождения страны. Но, как мы помним, трагическая смерть над Ла-Маншем Миллера сделала это невозможным. А так бы это была бы главная встреча американского и европейского джаза.

Джанго Рейнхардт и Дюк Эллингтон. Источник: i.pinimg.com
Джанго Рейнхардт и Дюк Эллингтон. Источник: i.pinimg.com

По окончании войны популярность Джанго восходит к своему пику. Он начинает гастролировать по всему миру, играет с великими мастерами мирового джаза, принимает все новшества времени. В частности, берёт в руки электрогитару – есть знаменитый записанный концерт 46 года оркестра Дюка Эллингтона с Рейнхардтом на электрогитаре. И, наконец, он вновь объединяется с вернувшимся из Лондона Стефаном Граппелли – старые друзья и участники одного из величайших джаз-ансамблей в истории записывают новые песни. Несмотря на падение популярности свинга в США и джаз-мануша во Франции, Джанго всё равно продолжает деятельность до 53 года, когда в возрасте 43-х лет он умирает от инсульта. Голодные скитания во время войны существенно подорвали его здоровье.

Джанго Рейнхардт и Стефан Граппелли Источник: i.pinimg.com
Джанго Рейнхардт и Стефан Граппелли Источник: i.pinimg.com

Стефан Граппелли оказался одним из самых больших долгожителей в истории джаза, продолжая играть до самой смерти в 89 лет в 97 году и не забывая иногда исполнять на концертах старые-добрые песни, написанные и записанные им совместно с неповторимым Джанго – одним из величайших авторских и музыкальных тандемов в музыке.

А теперь обратимся к джазу в СССР, где в 30-е годы он также оброс своими национальными особенностями. После неофициального запрета в СССР джаза с конца 20-х годов он в принципе не был гоним, просто этот стиль музыки осуждали. И был у нас в стране по сути лишь один ценимый властями спаситель и продвиженец джаза...

Леонид Утёсов и ТЕА-джаз

Источник: static.life.ru
Источник: static.life.ru

Вырвавшись в Ленинграде вверх и избавившись от привязанности к жанру ресторанной песни, Утёсов создал свой собственный стиль теа-джаз, объединявший джаз с театрализованными представлениями. Большой акцент уделялся вокалу бэнд-лидера и визуальной подаче музыки на сцене. Благодаря Утёсову в стране слышали мотивы джаза. Благодаря ему джаз был в стране популярен, несмотря ни на что.

Безусловно, ярче всего свой ТЕА джаз Утёсов преподнёс в знаменитом советском фильме "Весёлые ребята" 1934 года, о котором я подробнее поговорю в статье "киноматериалы". Вся суть гибрида театрализованности и джазовой музыки тут как на ладони, ну а песни Исаака Дунаевского, которые исполнял в кино оркестр Утёсова, по крайней мере, слышали точно представители всех поколений.

На этом история традиционного джаза, включая свинг, джаз-мануш, как цельного жанра, увы, заканчивается. Можно понять, что его смешивание с другой музыкой было одним из предвестников заката его господства. Со второй половины 40-х годов в США и во всём мире происходит капитальное изменений его канонов. Джаз разделяется на два совершенно не связанных между собой направления. С одной стороны, на рубеже 40-50-х годов джаз медленно растворяется в формирующейся традиционной поп-музыке. В США он вообще становится её основой. С другой стороны, со второй половины 40-х в чистом джазе появляются стили, переворачивающие его сознание и делающие его жанром для определённой публики, то есть, не для всех. Массовая популярность его остаётся в прошлом. Эти оба пути я затрону в следующих главах.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

КИНОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

ВСЕ ГЛАВЫ ИЗБРАННОЙ ИСТОРИИ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ:

1. ИСТОКИ

2. ДЖАЗ. НАЧАЛО

3. СВИНГ

4. КАНТРИ И БЛЮЗ

5. КАБАРЕ И РЕСТОРАНЫ

6. ЭВОЛЮЦИЯ ДЖАЗА

7. ЧТО ТАКОЕ "АЛЬБОМ"

8. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 1

9. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 2

10. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 3

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.