В Госдуму собираются внести законопроект об ужесточении наказания за госизмену вплоть до пожизненного лишения свободы. Депутаты считают, что именно сейчас это прям необходимо. «Английские спецслужбы работают над развитием у нас в стране агентов влияния и иностранных агентов», – говорят они. Откуда такие сведения, не сообщают.
Я изучил материалы, которые есть в открытом доступе, о наказаниях за госизмену в других странах. Что интересно, четкого понятия «госизмена» нет, в каждой стране подразумевают свое. Допустим, в Англии это не только шпионаж – то есть сбор и передача сведений иностранному государству, но и непринятие мер заботы о секретных документах, укрывательство шпионов и даже незаконное использование служебной формы. Наказание соответственно может быть разным – от 5 лет лишения свободы до пожизненного.
В США за шпионаж может быть предусмотрена смертная казнь, но как вы знаете, уже достаточно долго такие приговоры не приводят в исполнение и люди просто ждут сидя за решеткой. Во Франции измена от шпионажа отличается в зависимости от того, кто совершил преступление. Военный или гражданский? Наказание к слову сокращается вдвое за явку с повинной и сделку со следствием. Если грозило пожизненное, то будет 20 лет.
Интересно в законах Германии прописано, что уголовная ответственность наступает, если преступник оказывает помощь иностранному государству и при этом «создается опасность причинения вреда внешней безопасности страны».
К слову в нашем законодательстве формулировка более размазанная: оказание помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. 🤷♀️
Чувствуете, как много можно сюда отнести? Толкование враждебности может быть разным в зависимости от общей обстановки и настроений в мире и стране.
К чему я веду мысль. Госизмена – страшное и сложное преступление против государства. Априори эти действия достаточно сурово караются во всех странах. И у нас тоже. Куда еще? Ужесточать санкции не нужно, точнее сказать, мы пока к такому не готовы. Нам в принципе сейчас важнее разобраться как работает законодательство в этой сфере? Как рассматриваются дела в данной категории?
Нужно стремиться к независимости судов, к улучшению качества следствия. Необходимо, и я ещё раз это подчеркну, предавать огласке обстоятельства совершенного преступления. Безусловно, гостайна – это гриф «секретно», но адвокаты, юристы должны же понимать с чем сталкивается подсудимый. Иначе как нарабатывать практику? Пока тишина. Боятся утечек? Так к людям, имеющим доступ к такой информации, должно быть особое внимание структур, отвечающих за безопасность.
Де-юро система не готова к ужесточению, слишком несовершенно законодательство, что логично: наша страна молодая, правовой опыт небольшой, такие громкие дела как у Сафронова, редкость. Нужно работать над улучшением!
А шашками махать – всегда успеем.