Представьте. Вы учитесь в шестом классе, третьим уроком у вас была физра, а сейчас будет литература. Опять что-то читать, на какие-то вопросы отвечать. Парта ещё неудобная, училка строгая. Вообще все грустно.
И вы с этими тяжёлыми мыслями и с таким же тяжёлым рюкзаком тащитесь в кабинет.
Открываете дверь, а там...
Все в гирляндах, столы расставлены, как в ресторане. Что вы почувствуете?
В суровую школьную обыденность, набившую оскомину, врывается промельк.
Примерно такое впечатление производит кафе Мидраш в школе.
Такая педагогическая технология рассчитана минимум на 1,5 часа. Уместить ее в урок — сложно. В этой статье обсудим, как можно встроить ее в классно-урочную систему.
Что делать?
Я вижу два основных решения этой проблемы.
1. Прочитать дома.
Этап с обсуждением личного опыта и чтением текста можно вынести на домашнюю работу перед уроком. А на уроке уже обсудить вопросы по тексту и десерт.
Но так будет сложнее делится личными мыслями. Закуска всё-таки готовит к восприятию текста и способствует более глубокому его обсуждению.
2. Остаться без десерта.
Десерт занимает минут 15. Если взять произведение, чтение которого займет 10 минут, в урок поместятся все этапы, кроме стихотворения на ту же тему.
В таком случае пропадает очень важная штука — сопоставление. Сопоставление даёт возможность видеть интертекст, на котором основано все современное искусство, даёт возможность глубже и детальнее рассмотреть конкретное произведение (вот тут так, а тут этак — почему?), а главное — даёт возможность создать системное представление об искусстве.
А если сорвут урок?
Признаюсь честно, я проводила мидраш в шестых классах, которые видела второй раз в жизни. Было очень страшно, и я не решилась дать им групповую работу.
Мы сидели в кругу, в середине горели электрические свечки и обсуждали и закуски, и основные блюда фронтально.
Но все равно эффект был невероятный. Сейчас я постепенно ввожу групповые форматы и в конце года точно решусь на полноформатный мидраш.
А вот в восьмом классе была групповая работа. И получилось! Было два стола, к которым я подходила и помогала.
Потом мы рефлексировали. И столько хорошей обратной связи было! В основном отмечали, что в самостоятельном обсуждении опора на личный опыт помогала не просто понять произведение, но почувствовать его. Эстетическая функция реализована, ура!
А что касается 40 минут. Я пошла по бездесертному пути. Но в восьмом классе я успела прочитать стихотворение вслух и задать вопрос «на подумать». Надеюсь вернуться к этому произведению в течение учебного года, чтобы десерт всё-таки случился.
Про домашнюю работу после кафе-мидраш читайте в следующем посте!