Сегодняшняя ситуация в мире напоминает мне 1950 год, когда "холодная война" начала перерастать в горячую.
Американцы, конечно - мастера провокаций. У них по этой части громадный опыт. Мы так не умеем. Да и не хотим. Моральные принципы не позволяют. А поры бы уж. Иначе так и будем в роли оправдывающихся, доказывающих, что мы правы, кричащих в пустоту, что это не мы совершили какую-то очередную подлость. Не мешает иногда и к историческому опыту обращаться...
До момента принятия СССР решения об участии в Корейской войне американцы инспирировали несколько провокаций, которые могли перерасти в Третью мировую. По сути, они к ней и подталкивали. Как, впрочем, и сегодня.
О двух инцидентах - 4 сентября и 8 октября 1950 года - ранее уже писал.
Можно прочесть ЗДЕСЬ:
Сегодня расскажу о первом военном инциденте (его еще называют «балтийским инцидентом»), произошедшем 8 апреля 1950 года, ровно через год после создания НАТО. К тому времени уже был разработан американский план "Дропшот", направленный на то, чтобы "во взаимодействии с нашими союзниками уничтожить советскую волю и способность к сопротивлению путем стратегического наступления»[1].
Вам эта цитата ничего не напоминает?
В тот день, 8 апреля 1950 года, две пары советских истребителей Ла-11 из состава 30-го гвардейского истребительного авиаполка под командованием старшего лейтенанта Бориса Докина, по сигналу о нарушении границы неизвестным самолетом, поднялись в воздух. Нарушителя встретили южнее Либавы (ныне – Лиепая, Латвия). Установили, что это американский самолет и попытались принудить его к посадке. Однако тот изменил курс и стал уходить в сторону моря.
О том, как дальше развивалась ситуация написал в своем рапорте на имя командира части старший лейтенант Докин:
"В 17.30 встретил четырехмоторный самолет с американскими опознавательными знаками южнее Лиепая в восьми километрах, который шел курсом 135 градусов. Увидя самолет, я парой подошел к нему справа сзади и передал второй паре - старшего лейтенанта Герасимова - принудить нарушителя к посадке. Герасимов вышел вперед и, делая глубокое покачивание, развернулся влево. Нарушитель взял курс 270 градусов - в море и за парой старшего лейтенанта Герасимова не пошел. Тогда я дал предупредительную очередь - 12 снарядов. Нарушитель стал вести огонь по мне. Ведомый лейтенант Тезяев, видя это, дал по нарушителю очередь, который пошел с большим снижением и вошел в облака на Н-500 метров. Предположительно самолет упал в 5-10 километров от берега".
Западные СМИ, захлебываясь от негодования, сообщили, что русские сбили над Балтийским морем "частный самолёт, направлявшийся в Швецию". При этом, умолчали, что самолет был военным, а инцидент произошел в глубине советской территории.
Дипломаты обменялись заявлениями и нотами.
СССР проинформировал мировую общественность, что самолет Б‑29 ("Летающая крепость") с американскими опознавательными знаками, нарушив границу и углубившись на территорию СССР на 21 км, не только не подчинился требованию советских истребителей следовать за ними на аэродром, но и открыл по ним огонь. Советский истребитель был вынужден дать ответный огонь, после чего американский самолет был вынужден повернуть в сторону моря и скрылся.
США утверждали, что был сбит их безоружный самолет "Прайветир"[2], приписанный к военно-морской авиации, который «не летал над какой-либо территорией Советского Союза, или территорией, оккупированной Советским Союзом[3], или над омывающими эти территории территориальными водами".
Позже США признали, что сбитый в ходе "балтийского инцидента" Consolidated PB4Y2 Privateer выполнял разведывательную функцию, но продолжали настаивать, что он был сбит в международных водах.
Самолет принадлежал авиаэскадрилье VP-6, вылетел с авиабазы Висбаден (ФРГ). Вероятно он выполнял задание, связанное с прощупыванием советской системы ПВО. В ходе перестрелки Privateer был сбит и упал в море. На его борту находились десять человек. Все они погибли.
5 мая 1950 года председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Брэдли издал директиву, которой американским летчикам предписывалось не приближаться к границам СССР ближе, чем на 20 миль, от маршрута не отклоняться, оружия на борту не иметь.
При подготовке статьи использована публикация доктора исторических наук А.С. Орлова ("Воздушная разведка США над территорией СССР в 1950-55 гг.", журнал "Новая и новейшая история»" № 6, 2000 г.).
[1] План предусматривал на первом этапе в течение 30 суток сбросить на СССР 300 атомных и 200 тыс. тонн обычных бомб.
[2] Consolidated PB4Y2 Privateer - четырехмоторный самолет-разведчик.
[3] Под "оккупированными территориями" США имели в виду Прибалтику.