Найти тему
ВЦИОМ

Подготовка к учебному году

Потребительские стратегии родителей

Выборочная экономия — самая распространенная потребительская стратегия родителей в этом году при покупке товаров к школе: к группе «бережливых» можно отнести каждого второго (52%). Эта стратегия наиболее близка женщинам (58%), жителям городов с населением от 100 до 500 тыс. человек (64%) и семьям со средними потребительскими возможностями (61%). Четверть опрошенных сообщили, что не экономят на товарах к школе и могут позволить себе все необходимое (25%). Отцы школьников давали такой ответ в 2,3 раза чаще матерей (36% vs. 16%), а в группе оценивающих свое материальное положение как хорошее эта стратегия доминирует (52%).

Каждому пятому при подготовке детей к школе приходится экономить практически на всем (22%). Среди многодетных родителей (3 школьника в семье) этой стратегии придерживаются 40%, а в группе наименьших потребительских возможностей — каждый второй (50%).

На чем экономим?

Прежде всего экономия при подготовке к новому учебному году затрагивает сегмент техники — компьютеры, планшеты и др. (34% среди родителей школьников). В группе «бережливых» эту статью расходов сокращает каждый второй (50%). Об экономии на остальных товарах рассказали 4-14%; несколько чаще это касается товаров для занятий в секции, кружке (14%), сезонной одежды и канцелярских принадлежностей (по 11%). Реже — обуви, учебников, рабочих тетрадей (по 4%).

Школьной форме — быть!

За четыре года отношение россиян к введению школьной формы несколько изменилось. Большинству наших сограждан по-прежнему близка идея о введении школьной формы (72%), однако за последние 4 года доля ее сторонников несколько снизилась (−10 п.п., 2018 г. — 82%). Уровень поддержки этой инициативы чуть выше среди родителей школьников, в частности 5-8-классников (77%, 81% соответственно). В необходимости введения школьной формы также в большей степени убеждены матери (82%), родители в возрасте 45-59 лет (86%) и проживающие в крупных городах с населением 500-950 тыс. человек (84%). В перечне главных аргументов ее сторонников — представление о том, что школьная форма обеспечивает равноправие, искореняет дискриминацию в учебном заведении (40% среди россиян и 41% среди родителей школьников) и дисциплинирует учащихся (по 25%). Заметно реже отмечается привлекательность школьной формы («красиво, аккуратно, опрятно» — по 9%).

Каждый пятый россиянин выступает против введения единого стиля одежды для учащихся (19%), среди родителей примерно столько же — 18%. Уровень критических оценок несколько выше в группе молодых родителей 25-34 лет (28%) и москвичей и петербуржцев (23%). Ключевая причина негативного отношения к школьной форме среди россиян в целом — отсутствие индивидуальности (22%), среди родителей школьников — высокая стоимость формы (27%).