"Простота не есть простоватость, - как заметил священник Константин Ровинский, - о которой народная мудрость давно сложила поговорку, что она хуже воровства. Простота выражается в искренности, в прямом образе действия, в отсутствии фальши и лицемерия, в стремлении к идеалу, данному нам Спасителем".
С ним согласен был и Амфросий Оптинский эта глубина, это возвышенность, это святость, которую не достичь, если ту же самую жизнь не проживать просто.
Жить и ни о чем не тревожиться. Жить и надеяться на Бога. Верить, что с нами произошло - по воли Божьей. Не тревожиться, потому как это прерогатива бесов - затуманить наши очи и быть в возбужденном не спокойно состоянии. Не бояться, что ребенок упадет, а муж заболеет, и зарплату не выплатят. Просто во всем полагаться на Бога и ничего не боятся в этой жизни.
Жить как можно проще. И как говорил святой:
Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь все устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще.
Какое не было неудобное положение не смущаться, веровать в промысел Божий, знать, что это по воле и лучшему для нас устроению. Болезнь ли, неприятность, беда или разочарование помнить, что Господь не просто так посылает беду. Знает, что для пользы души. Не могли в здравии помочь, утешить не оттолкнуть, занять - не сделали, теперь болезнью исправляйтесь, через болезнь кайтесь.
Николай Гурьянов советовал: "Жить просто – доживешь до ста". Заботится о душевном, тогда и мире будет порядок. Всегда советовал тоже радоваться, ведь с Богом человек. И простота заключается в малом. Не злословить, не превозноситься, не думать о себе высоко и не искать молитвенных подвигов. Даже молиться просто, по сердцу.
Батюшка Николай всегда говорил:
Начал дело – «Господи, благослови!» В процессе труда: «Господи, помоги!» Закончил - Слава Богу.
Чтобы жить просто нужно просто оттолкнуть не нужное, расставить приоритеты. Сначала Бога, потом порог. Все от Бога: и радость, и достаток, и одиночество, и тепло.
А значит мы просто должна отказаться от всего того, что отводит, отвлекает нас от Бога. Да и телефон в том числе. Можно ведь взять обычный и просто по нем говорить. И Интернет по компьютеру или ноутбуку использовать только по назначению. Конечно, без усилий, ломки заглянуть в телефон, если, конечно, без этого не обойтись, то это поможет сократить тратить время впустую. Стараться не пропускать молитвенное правило полностью, ка утреннее, так и вечернее. Днем чтобы не делал делать во славу Божью. Мысли свои заменять Иисусовой молитвой. Бранят, клевещут - радуйтесь. Не благодарят, не любят - тоже благодарите. Не заплатили, украли, не отдали - к лучшему. Бог так забрал то, что вы не отдаете. И это лучшее что с вами могло случиться, чем потерять здоровье, детей, родных.
Так что верить в то, что Бог желает все и все во благо и лучшее. Помнить, что Бог не только все видит, но и знает наши мысли, помышления, даже те, о которых мы еще не подумали. В общем с совестью быть в ладах.
Жить просто, значит говорить видеть во всем хорошее, во всем даже в самом злостном человека. Со временем простота уходит, детскость оставляет человека, но он должен остановить в себе уходящую искренность, непосредственность. Чистое сердце бывает у детей, но если взрослый откроет в себе неумение обижаться, исправлять, если делают замечание, ни на кого не обижаться, то он постепенно будет хранить в себе Божью благодать. Почему с детьми хорошо, почему со святыми радостно, потому, что они в себе имеют Духа Святого. На них почивает Божья благодать.
таким был и протоиерей Николай Гурьянов, и Амвросий Оптинский. Они видели во всем доброе и думали, что и другие думают также. И хоть многие святые и стали мудрыми, рассудительными, но в душе они остались по детски незлобивыми, простыми, ласковыми.
Бога они научились видеть во всем, в каждом его творении. Научились не обсуждать никого, не смотреть на злого зло, на недоброе отвечать наглостью, встречать не хмурым взглядом, а теплотой. Только так можно помочь "болящему" выздороветь.
По слову преподобного Иоанна Лествичника:
Первое свойство детского возраста есть безразличная простота». В этом возрасте нет знания добра и зла. Ребенок на всё смотрит просто, без суда и анализа, и сам он прост, искренен и непосредственен. Таким был Адам до грехопадения. А еще детскому возрасту присущи простота суждений и действий, умение жить в настоящем времени, данным часом и делом. Ребенок не злобив, не завистлив, не знает амбиций. Он совершенно зависим, но не тяготится этой зависимостью от родителей, а наслаждается ею, потому что любит их и верит им. Он не тяготится своей зависимостью и «малостью» и не претендует на большее. И, как записал русский священник Александр Ельчанинов в своем дневнике, «всё это мы имеем от рождения, как дар, который мы легкомысленно растериваем в пути и потом с муками и трудами собираем по крошкам растерянное богатство... Детскость утрачивается в жизни и восстанавливается в святости.
Почти все святии дают советь жить просто. Никого не осуждать, никому не досаждать и всем - мое почтение. Или живи просто - а там и ангелов сто. Или живи просто и будет Господь близко.
Простой человек значит прямой, открытый, живущий по правде. В нем простота и прямота равняется. Как у ребенка нет анализа в добре и зле, так и у простого, но не примитивного это тоже отсутствует. Но разница между святым и ребенком, в том, что последнего - это природное, естественное, а у второго "выдворенное из лукавства", заработанное "потом и кровью".
Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству».