Власти Польши потребовали от России вернуть семь произведений искусства, утверждая, что их якобы незаконно вывезли из страны в годы Второй мировой войны. Все семь полотен, как утверждают поляки, сейчас находятся в коллекции Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.
Речь, в частности, идёт о картинах «Поклонение младенцу» Лоренцо ди Креди, «Два святых» Аретино Спинелло, «Христос и женщина-грешница» Луки Джордано, «Портрет художника» Валантена де Булонь, «Итальянский пейзаж со стаффажем» Андреа Локателли, «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» и «Мадонна с младенцем и лилиями на фоне пейзажа» неизвестных итальянских художников.
С требованиями о возвращении картин в начале сентября выступил министр культуры и национального наследия Польши Пётр Глиньский, объявив таким образом о старте национальной кампании «Пустые рамки». С её помощью поляки, как пишут государственные СМИ, хотят «сохранить память о произведениях искусства и памятниках, захваченных в период Второй мировой войны».
12 сентября МИД Польши по просьбе Минкульта страны передал России официальную дипломатическую ноту с требованиями вернуть артефакты. При этом, как заявляют в Варшаве, ранее польские власти не раз направляли Москве документы о реституции. В 2004, 2012 и 2014 годах были переданы 20 таких заявлений, содержащих требования о возвращении нескольких тысяч произведений искусства, но Россия их не рассматривала, сообщили в Минкульте Польши.
В четверг Министерство культуры России ответило на претензии польских властей, заявив, что соответствующих официальных запросов из Варшавы не поступало. В ведомстве отметили, что картины, которые требует вернуть Польша, являются особой категорией ценностей, привезённых в Советский Союз в рамках процедуры реституции. Связанные с этим вопросы решаются в особом порядке, обратил внимание в беседе с «Абзацем» адвокат Алишер Захидов:
«В советское время был принят закон «О перемещённых культурных ценностях на территорию СССР». Интересная особенность этого документа в том, что в нём первый раз прозвучало понятие «неприятельские государства». Сегодня мы говорим «недружественные государства». А главный смысл этого закона – все культурные ценности, которые были перемещены в результате Великой Отечественной войны, являются собственностью Советского Союза. Эти культурные ценности стали компенсацией причинённого материального вреда действиями фашистов и действиями неприятельских государств. Сегодня это собственность уже РФ, и возврату она не подлежит».
Захидов считает, что переговоры по возврату ценностей маловероятны ещё и с учётом текущего состояния польско-российских отношений.
Требования Варшавы назвал безнравственными и юридически необоснованными с учётом текущего состояния двусторонних отношений и специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
В свою очередь первый заместитель главы комитета по культуре Госдумы Елена Драпеко в интервью «Абзацу» заявила, что Польша вернулась к вопросу о возвращении культурных ценностей сейчас неслучайно:
«Мы их, конечно, не отдадим. Как говорит наш президент: «от мёртвого осла уши вам», а не картины. Для чего Польша сейчас это делает? Чтобы ещё больше испортить имидж России, подпортить отношения. Вряд ли они на что-нибудь рассчитывают. Они под триллион с чем-то требуют от Германии репараций за войну и всем теперь выставляют счёт. А мы им должны выставить счёт за те заводы, которые им построили».
К слову, в середине 1950-х Москва передала Варшаве более 27 тыс. культурных предметов и 20 тыс. книг и архивов. В 1997 году Польша получила картину итальянского мастера Помпео Батони «Аполлон и две музы», хранившуюся до Второй мировой войны в Вилянувском дворце в Варшаве.