Найти тему
Депрессии нет

Как работает "Думай медленно... решай быстро"

Оглавление
Источник иллюстрации: sway.office.com
Источник иллюстрации: sway.office.com

Продолжаю разговор о теории внимания как единого ресурса Даниэля Канемана. Сегодня расскажу о его книге «Думай медленно… решай быстро».

В ней он предлагает 2 понятия: «медленное мышление» — то есть мышление с участием внимания, и «быстрое мышление», позволяющее нам принимать решения автоматически в обычных, знакомых, типичных ситуациях.

По Канеману, бОльшую часть времени мы пользуемся «быстрым мышлением», и отключить по желанию его нельзя,

поэтому невозможно избежать ошибок, связанных с его работой.

Безошибочная деятельность является результатом «медленного мышления», но всё, что пишет Канеман о его мобилизации — что она происходит, когда «быстрое мышление сталкивается с трудностями», когда человек обнаруживает, что вот-вот совершит ошибку.

Как именно это происходит, какие условия для этого необходимы — найти ответ в книге я не смогла.

Ответ, который кажется очевидным, — это происходит с помощью волевого усилия, а также зависит от наличия ресурса, в том числе и от того, насколько мы хорошо себя чувствуем.

С этим, например, связан эффект, о котором говорит Канеман — реклама гораздо сильнее влияет на усталых людей: у человека не остаётся ресурса, чтобы включить «медленное мышление», и он более склонен принять на веру рекламный посыл.

Канеман называет ещё несколько факторов, которые включают «быстрое мышление» и тем самым не дают включиться «медленному», то есть препятствуют активации внимания:

Ассоциативный механизм и эффект предшествования

Предыдущий контекст определяет восприятие в случае, если есть несколько вариантов.

Например, пропущенные буквы в слове «м . . о» после слова «мыть» мы дополним до «мыло», а то же самое задание после слова «есть» автоматически даст результат «мясо».

Иллюзия истины

Часто повторяющиеся утверждения постепенно начинают восприниматься как истинные, потому что нам трудно отличить «истинное» от «знакомого».

Броскость и читабельность

Легко читаемое, броское и запоминающееся утверждение легче воспринимается как правда. Плохо напечатанный шрифт заставляет вчитываться и включать осознанное внимание.

Эффект ореола

На нас сильно влияют первые впечатления, вплоть до того, что остальная информация почти полностью пропадает. Например, сильное выступление первого докладчика на совещании может узурпировать внимание присутствующих, и следующие точки зрения не будут внимательно рассмотрены.

Ответ на более лёгкий вопрос

Когда «быстрое мышление» не может дать нам ответ на вопрос, поскольку у нас нет достаточных знаний о предмете, мы склонны неосознанно подменять сам вопрос более лёгким, и давать ответ на него.

Например, на вопрос «Вкладывать ли деньги в акции компании «Форд»?» человек может ответить положительно лишь потому, что ему нравятся автомобили Форд. Он просто отвечает себе на более лёгкий вопрос, нравится ли ему Форд.

С одной стороны, такая подмена позволяет легко генерировать быстрые ответы, не расходуя ресурс внимания, но в то же время, если ответ на вопрос очень важен, стоит задуматься, не произошла ли подобная подстановка.

Эффект привязки

Проявляется, когда перед оценкой неизвестного значения люди сталкиваются с произвольным числом, которое влияет на последующую оценку.

Видя перечёркнутую цену на распродаже, мы автоматически считаем, что новая цена выгодна, хотя они обе могут быть неадекватно высокими за этот товар.

Доступность

Мы руководствуемся не всей существующей информацией, а лишь доступной нам. Например, люди часто считают, что разводы среди знаменитостей происходят чаще, чем у обычных людей, хотя это не так; но информация о распаде очередной звёздной пары всегда на слуху, она более доступна, чем статистика.

Помимо перечисленных эффектов,

Канеман отмечает, что люди более склонны использовать «быстрое мышление», то есть не концентрировать внимание на задаче, когда:

  • они одновременно заняты другим делом (ресурс внимания расходуется на неё);
  • они в хорошем настроении (то есть по сути, их ресурс занят переживанием приятных эмоций.

В следующий раз напишу, какие выводы из всего, что я узнала о внимании как ресурсе, я сделала, и чем можно себе помочь, когда внимание на нуле.

Первую статью про внимание можно прочитать здесь.

Мои статьи про депрессию:

Главная потеря в депрессии

Причины депрессии в психике и теле

Триггеры депрессии

Алгоритм выхода из депрессии

Как я ВЫлечила депрессию

Если было полезно подпишитесь на мой канал!