Типичные жалобы старшеклассников и студентов... "Я же много говорила, за что мне тройка?" Детям часто кажется, что для получения высокого балла надо говорить много.
И все бы ничего, но эта ошибка имеет и противоположный эффект. Дети обижаются, что кому-то ставят оценки "ни за что", начинают подозревать "неформальное" отношение учителя.
А еще умные, усердные ребята, которые считают, что "много говорить" не умеют, перестают даже пытаться.
- Поэтому в данном материале я хочу обсудить те критерии, по которым выставляют оценки. И еще порассуждать о том, как сформировать у детей правильное к ним отношение.
Если тема вам интересна, не забывайте оставлять комментарии. Обсуждение приветствуется!
Нужны ли формальные критерии оценки?
На мой взгляд, для детей старшего школьного возраста и дальше - однозначно нужны. Потому что в этом возрасте уже есть понимание, что у каждого учителя система оценивания разная. Даже при наличии единых требований.
Причем письменную работу учитель, например, русского языка будет проверять формально - то есть на наличие ошибок. Но даже здесь возможны варианты.
Помню, как я пошла на апелляцию по ОГЭ у старшего сына. Это, правда, было более 10 лет назад, когда все только начиналось. Вот там мне удалось отстоять ему "пятерку". Но только потому, что у него не было ни одной орфографической и пунктуационной ошибки, которые оспорить невозможно.
Зато было много "обнаружено" ошибок речевых. И проверяющие аргументировали единственным: "ну так же не говорят". На что я уверенно отвечала: "Покажите мне НОРМУ, где это зафиксировано". И "тыкала их носом" в словари, учебники и справочники. Которые принесла с собой.
Если говорить об оценке смыслового наполнения письменных работ по русскому языку (имеются в виду сочинения и, частично, изложения), то здесь уже есть простор для "мнений". И часто даже у профессионалов оценки существенно расходятся.
Могу это сказать с полной уверенностью, потому что общаюсь в профессиональных сообществах, где довольно часто обсуждают работы учеников. И там, где один учитель уверенно ставит "отлично", другой пишет, что выше "тройки" не оценил бы. И оба имеют "высшую категорию", а нередко и статус "эксперта" ЕГЭ по предмету.
Поэтому только честно будет заранее "озвучить" ученикам, как будет этот самый "смысл" оцениваться. Например, насколько приветствуется "личное мнение" и как оно, в идеале, должно быть сформулировано.
Есть ли в оценке место экспромту?
Мне кажется, экспромтом, то есть "вне ранее озвученных критериев", можно поставить только высокую оценку:
- за особо удачную формулировку;
- за вовремя сказанное слово;
- за инициативу и т.п.
Например, буквально вчера, в своем колледже поставила "пятерку". Изучали нормы ударения и задача стояла - выписать из параграфа учебника слова, в которых часто делают ошибки в ударении. В основном там подбор слов неплохой. Но среди них есть "автаркия". Это слово практически не встречается в школьной программе.
Мои "дети" успешно справились с заданием. Даже выписанные слова прочитали. Достижение. И тут я спрашиваю: "А что такое - автаркия?" Тишина. Ну конечно, им же не давали задание выяснить значение. Но в скобках отмечу - раньше я несколько раз говорила, что для пополнения словарного запаса очень полезно, встретив незнакомое слово, сразу выяснять, что оно значит. И тут один мальчик поднимает руку: "Я на перемене посмотрел..." И объясняет, как может, своими словами.
Заслуженная "пятерка", как вы считаете?
Про "отложенные" двойки
И напоследок поделюсь еще одним наблюдением.
Какова на самом деле цель оценки в процессе обучения? Выступает ли она самоцелью? Или нужна как "обратная связь"?
От ответа на этот вопрос зависит очень многое.
- Ведь если оценка - самоцель, то мы должны объективно оценить уровень знаний в конкретный момент. И даже не уровень знаний, а соответствие ответа определенным критериям.
И тогда оценка должна быть выставлена сразу и "безжалостно", то есть, невзирая на обстоятельства, самочувствие и т. п.
- Если же иметь в виду вторую цель, то вполне достаточно "условной" двойки, которую легко "исправить". Потому что это - показатель: сегодня сплоховал, тебе нужно сделать ....
Работает. Но только в том случае, если действительно соблюдается срок "исправления. У меня, как правило, до следующего урока. Причем я ни за кем не "бегаю". Это уже не моя забота и не моя проблема. Просто выставляю все плохие оценки с предыдущего урока в журнал после окончания следующего.
"Много говорила" - не критерий
Чуть не забыла про "любимую фразу".
Сейчас есть определенная категория детей, которые очень рассчитывают на "хорошо подвешенный язык". Особенно когда речь идет о "гуманитарных" предметах.
Они начинают "издалека", легко рассуждают "ни о чем", надеясь, что учитель их слушает недостаточно внимательно.
Не знаю, как у кого, а у меня такие "фокусы" не работают. Я все равно раз за разом задаю конкретные вопросы и прямо пальцы загибаю, отмечая ответы, которые могу засчитать как правильные.
Если таковых не наблюдается, то многословие не "спасает".
А вы как считает, оценка - это цель или средство? Напишите в комментариях.
И еще, если вам интересны обсуждаемые темы... Вам поставить лайк - минутное дело. А мне приятно.