Найти тему

Переговорные технологии: клиентская история

Ничто не способствует привлечению новых клиентов больше, чем рекомендации от уже существующих. Более того, такие потенциальные клиенты зачастую более лояльны, поскольку уже подготовлены и заранее доверяют бизнесу.

Компании не жалеют ресурсов для сбора обратной связи, чтобы затем поделиться ей с новой аудиторией. Но содержание и форма подачи такой информации далеко не всегда оказывает должный эффект.

Об альтернативном методе аргументации для убеждения клиентов рассказывает Алексей Семенцов — эксперт кафедры «Бизнес-тренинги» Академии социальных технологий, эксперт в области продаж и управлению продажами, кандидат экономических наук, директор консалтинговой компании «Школа Эффективного Бизнеса».

Фото: Pressfoto, Freepik
Фото: Pressfoto, Freepik

Давайте для начала рассмотрим исходную ситуацию. Во-первых, мы (переговорщики):

  • часто используем сведения об одних клиентах, чтобы продавать другим клиентам;
  • надеемся, что положительный опыт работы с одними клиентами позволит привлечь других клиентов;
  • инвестируем время и силы для получения обратной связи от клиентов, чтобы иметь возможность поделиться ей с потенциальными покупателями.

При этом клиенты:

  • действительно проявляют интерес к сведениям о нашей работе с другими клиентами;
  • иногда требуют информацию о других клиентах перед тем, как примут решение о покупке;
  • готовы доверять рассказам продавца об опыте работы с другими клиентами.

В чем же тогда проблема?

Дело в том, что клиенты часто разочарованы содержанием и формой подачи информации об опыте потенциального поставщика в работе с другими клиентами.

Привычные способы информирования клиентов о нашем опыте работы не работают. Рекомендательные письма и клиентские списки не оказывают на потенциальных клиентов должного эффекта, как из-за содержания, так и из-за формы подачи информации.

Альтернативным и эффективным способом сообщить одним клиентам о других является клиентская история... если, конечно, она рассказана правильно.

Клиентская история — это один из методов аргументации, который помогает в ходе переговоров убедить клиента. Более того, общепризнанно, что этот метод убеждения является одним из самых действенных.

Фото: Pressfoto, Freepik
Фото: Pressfoto, Freepik

«Продающая» клиентская история

Специалисты по переговорам, маркетингу и продажам давно занимаются вопросом о том, что должна содержать клиентская история, чтобы помочь в убеждении клиентов. Наиболее действенной считается история, содержащая 6 пунктов:

  1. Фактура. Это любые цифры, факты, места, фамилии и т.п. Эти сведения должны придать истории достоверность. Например: «Вы знаете, у меня был клиент в Зауралье. У него был склад 1200 м2...»
  2. Ситуация/проблема. Следующий пункт посвящен описанию ситуации/проблемы, которую клиент вынужден был решать. Например: «Перед заказчиком встала задача комплектации цеха системой пылеудаления...»
  3. Решение. Что именно сделал клиент (а не продавец!) для решения своей проблемы/задачи. Например: «Заказчик провел тщательный анализ всех предложений...»
  4. Вклад нашей компании. Какую роль сыграла компания-поставщик в решении проблемы клиента. Например: «В конце концов, клиент остановил выбор на нас...»
  5. Результаты/эффекты. Этот пункт посвящен изложении полученных клиентом положительных эффектов. Например: «Благодаря выбранному инженерному решению уровень брака снизился на 5,5%...»
  6. «Скупая слеза». Этот пункт рассказывает об эмоциональном восприятии клиентом опыта сотрудничества с нами. «С тех пор Зарима Алиевна прежде всего обращается к нам, когда возникает аналогичный вопрос...»

Наличие шести пунктов не делает истории длинной. В каждом пункте достаточно сказать 1-2 предложения.

Как это работает?

Давайте разберемся, почему клиентская история, рассказанная правильно, убеждает клиента? Для этого есть четыре причины:

  • «хорошая» клиентская история дает потенциальному клиенту полную картину происходившего;
  • «хорошая» клиентская история дает возможность клиенту «увидеть» себя, сопоставляя характеристики покупателя и контекст приобретения;
  • «хорошая» клиентская история обращает покупателя к эффектам от приобретения;
  • «хорошая» клиентская история обладает всеми необходимыми атрибутами достоверности... даже если является выдуманной.
Фото: Pressfoto, Freepik
Фото: Pressfoto, Freepik

Где это используется?

Есть несколько способов использования клиентских историй в общении с клиентами:

  • устная коммуникация: переговоры и продажи, работа на выставках и конференциях;
  • письменная коммуникация: пресс-релизы, рекламные статьи и публикации, рассылки, сайт, адресная корреспонденция;
  • внутренняя коммуникации в компании: например, раздел «Истории успеха» в книга продаж (sales book), написанной сотрудниками и руководством отдела сбыта.