Страх.
Почему нам так сложно жить со страхом?
Страх был необходимой вещью для древней обезьяны, от которой произошёл человек. Ведь выживала самая трусливая обезьяна: заметив что-то, отдалённо похожее на ядовитую змею, она убегала на безопасное расстояние, пока ее любопытный собрат тыкал в это палкой. Не всегда змея оказывалась змеей, однако быстрота ревлексов многое решала.
И вот, эти навыки трусости откладывались в месте, которое называется миндалевидное тело (ещё его называют мозг рептилии).
Этот мозг оброс тысячелетиями, извилинами и бороздками, что сейчас называется неокортексом. В мегаполисах уже не так часто можно встретить змею или хищника, от которого нужно спасаться. Но свои функции миндалевидное тело не утратило: как-только человек попадает в стрессовую ситуацию, то древний ужас в нас пробуждается и реагирует реакцией «бей или беги». Это сопровождается всплеском адреналина, учащением сердцебиения и дыхания, повышением ацетилхолина и повышенной мышечной готовностью.
Когда это нужно? Когда есть угроза для жизни: на вас несётся автомобиль, намечается драка или вам предстоит длинный перелёт с орущим ребёнком. Все знают истории, когда матери делали невероятные вещи, если опасность угрожала их детям. Получается, что страх бережёт нас? И да, и нет. Такая же реакция происходит во время неприятного спора, принятия важного решения или при высоком нервном напряжении. Насколько этично и необходимо нам во время этих процессов избивать или убегать от оппонента? Скорее всего это не то решение, которое нам нужно в этот момент.
Так зачем тогда нам страх? Это маркёр, что что-то идёт не по плану. Когда диалог принимает неприятный для нас оборот - страх. Когда мы не знаем, во что выльется та или иная ситуация - страх. Когда появляется конфликт с другом или коллегой - снова страх. Неужели в каждом случае нам нужно реагировать избиением или бегством? Вовсе нет. С помощью страха можно понять, что ситуация стала для нас критической, что в этом невозможно больше находится. И, используя этот триггер, можно подключить уже рациональную часть себя - я знаю, что мне страшно, что я могу сделать, что бы перестать бояться? Я знаю, что ситуация может развиться так-то и так-то, могу ли я как-то повлиять на это?
Страх - это ни плохо, ни хорошо. Это нормально. Мы тысячелетиями учились правильно бояться, эволюционировали из страха, а это значит, что мы может использовать его во благо. Главное знать это про себя и уметь использовать положительные стороны этого чувства.