По интернету гуляет множество роликов из серии «как боец ММА кунгфуисту навалял». Все они однотипны: спортсмены, предположительно из ММА, легко и уверенно побеждают бойцов, принадлежащих школам традиционных китайских боевых искусств. Комментарий к одному из подобных видео звучит примерно так: «ничего удивительного, ведь все же понимают, что кунг-фу создано не для боя». Забавные слова. Давайте разбираться.
Для чего создано кунг-фу?
Китайцы –люди исключительно практичные. Их во все времена было много, люди они, несмотря на кажущуюся скромность и покладистость, довольно жесткие и решительные. Поэтому поединки, драки, и побоища – неотъемлемая часть их бурной истории. И создавая с глубокой древности свои боевые искусства, они преследовали только одну цель: выжить в бою любой ценой, нанеся максимальный урон противнику. Поэтому, в арсенале школ традиционных китайских боевых искусств (ТКБИ), содержится множество техник, которые, по современной классификации, являются исключительно боевыми, травматичными, направленными на быстрое выведение противника из строя. Оздоровительные, саморазвивающие, и прочие эффекты,являются лишь приятным бонусом. Так что фраза о том, что «кунг-фу создано не для боя», является абсолютной глупостью. Те, кто ее придумал, либо абсолютно не в теме, либо откровенно преследуют свои цели.
Тогда почему представители ММА так легко одерживают победы?
Не секрет, что боевые искусства – это та сфера, где в изобилии водятся шарлатаны, и просто разного рода чудики, уверенные в своих исключительных способностях. Так вот то ли случайно, то ли – по грамотному и дальновидному расчету, но для показательных боев выбирают именно таких персонажей – тех, кто абсолютно не умеет ни бить, ни защищаться.
Тайцзицюань, безусловно, грандиозная вещь. Польза этого направления ТКБИ для здоровья доказана медициной и наукой. Но вот соединить воедино боевой и оздоровительный раздел тайцзи, если и удается, то лишь единицам. Поэтому вызовы, брошенные бойцами ММА представителям различных школ этого боевого искусства, выглядят, как просчитанная попытка победить с минимальными усилиями, и без малейших рисков.
Если вы так уверены в своих силах – вызовите на бой, к примеру, профессионального бойца саньда. Предвижу возражения: «да саньда вообще не имеет отношения к китайским боевым искусствам, это типичный новодел!». Спрошу в ответ: а ММА – не новодел? Разве смешанные единоборства не содержат в себе микст из множества стилей и техник? Так почему же для доказательства своего преимущества, вы запрещаете делать тоже самое своим оппонентам? И потом. Саньда, оформившись относительно недавно, все же имеет явное китайское происхождение, несмотря на возможные «примеси» других стилей БИ.
«Мультяшность» кун-фу.
Случившийся в прошлом веке бум кунг-фу, сослужил, скорее, дурную службу. Популярность быстро схлынула, и в памяти обывателей прочно засело, что ТКБИ – это прыжки, размахивания руками, и абсолютная неспособность действовать в реальном бою. Позднее, китайские стили открылись миру в новом качестве – как несравненные оздоровительные практики, способные успешно бороться со старческой дряхлостью. Но боевой эффективности не было и здесь. А потом появились ММА, и решили всем доказать, кто тут главный. Выбрав, в качестве противника, представителей тех школ и направлений, где о реальном бое и слыхом не слыхивали.
Вот и получается, что «блестящие» победы бойцов ММА над «традиционщиками» - это просто пшик.
Те, кто, раздувая щеки, важно размахивают руками, имеют очень мало общего с подлинными ТКБИ. Это лишь пена на поверхности. У «Машины времени» есть точные строки на этот счет: «Пена всплывает вверх, пена не тонет и сразу видна. Пена всплывает вверх, но состоит, в основном, из…». Так и широко разрекламированные «древне-секретно-боевые-непобедимые» школы, точно так же являются пеной, которая настойчиво пытается мелькать перед глазами.
Где прячется боевое кунг-фу?
Да уж точно не в разрекламированных залах «прямых наследников шаолиньской традиции и личных учеников патриарха стиля». И не в секциях спортивно-акробатического ушу. Скорее, это будут не очень большие школы, в которых преподаются традиционные китайские боевые искусства, мало измененные современными тенденциями. Чаще всего, они держатся в стороне от спорта. Это школы Белого Журавля, Вин Чунь, и им подобные, где, помимо всего прочего, учат таким вещам, о которых в ММА вообще не слышали. Кроме того, там дают навыки владения оружием (излишне напоминать, что ММА и здесь не при делах). В этих школах поединки в перчатках – лишь средство, но никак не цель практики. Хотя, работать в перчатках и с жесткими лоукиками, в Журавле тоже умеют.
Вывод.
Показательные бои представителей ММА и «мастеров кунг-фу», представляют собой примерно тоже самое, что и проводившиеся в середине прошлого века поединки последних между собой. Это когда два раздувающихся от важности персонажа выходят на помост или в ринг, и начинают изображать «танцы с бубнами». Смысл в таких мероприятиях отсутствует напрочь.
И еще пара моментов, в качестве подведения итогов. Первое. Настоящее кунг-фу - это всегда боевое. Второе. Настоящее кунг-фу не заинтересовано в проведении поединков с представителями спортивных единоборств. Потому что цели у первых и у вторых абсолютно разные.
В общем, поменьше доверяйте показушным роликам с нулевой смысловой нагрузкой. Лучше идите в зал, и тренируйтесь.