По моим наблюдениям в нашей стране многие русские стали просто россиянами, растеряв о себе же архетипическое представление. Прослеживается это, в частности, по ответной реакции залипания на пословицы и поговорки. Их попросту не догоняют и подобное часто встречается среди молодых людей. Сюда же, наверно, можно включить и сказки. Ну, какие ещё сказки нужны в нашей и без того призрачной действительности?
А ведь они очень полезны!
Например, как можно доступно описать сложные вопросы душеведения? Взять хотя бы проблему нарциссизма и созависимых отношений в брачных союзах. Как? А вот можно! Спасибо Сан Сергеевичу и его «Сказке о рыбаке и рыбке».
Итак, есть семейная пара – старик и старуха. Вместе 33 года. Вероятно, по нынешним меркам не такие и старые. Ну, да ладно. Оба вкалывают - он рыбачит, она прядёт. И тут в невод попадает золотая рыбка. Сердобольный старик отпускает её, но бабка, узнав об этом, переходит в атаку. Злобно прошипев на простофилю, требует новое корыто. А дальше началось: новое корыто – мало, новая изба – негусто, столбовая дворянка – недостаточно, вольная царица – нет, давай больше! Полный облом случился на «владычице морской».
А что в сущности?
1) У Бабки патологический нарциссизм. Мало того, что всё время ненасытно повышает ставки, она ещё и старика унижает. Бабка–садист, в ярости нападает: «Дурачина ты, простофиля!» Поздней ещё и оплеуху отвесила, когда старик попытался сопротивляться.
2) Старика вроде должно быть жалко. Но можно глянуть и поглубже: классическая жертва, ищет утешения в триангуляционных отношениях с рыбкой. Приплетаясь к ней поникшим и униженным, он не просто просит об услуге, а постоянно жалуется рыбке на свою бабку — вот, дескать, прессует меня ненасытная старуха. А потом возвращается к своей жинке и подобострастно констатирует: «Чай, теперь твоя душенька довольна».
В связи с этим возникает ряд исследовательских вопросов:
- Что помешало старому пню изначально выстроить правильные личные границы?
- Почему дед не прокачал навыки конструктивного общения?
- И почему, в конце концов, до сих пор не дал отпор абьюзеру в юбке и не указал на соответствующее место в семейной иерархии?
Впрочем, для героев произведения концовка безрадостная: понурый старик приплёлся восвояси к своей второй половинке. А значит всё осталось по-прежнему. Но это для них.
А для остальных есть возможность поразмышлять. Верно?
Автор: Шарапов Александр Владимирович
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru