Или не спасал, а "просто", ну как и все остальные завоеватели, пришел грабить и в рабство уводить? Напомню, никакие другие княжества не пострадали за исключением Рязанского. Несмотря на то, что князь Олег и броды показывал Тохтамышу через Оку, лично! И вообще, проявлял лояльность. Вопросы, вопросы... Вот и меня никак не "отпускает", хочется уже точку поставить, да тему сменить, а всё никак. Я тут уже "ваял" версии о том "кто виноват и что делать". Всё у меня заговоры получались, то Литва попыталась Московского князя со стола подвинуть. То высшие церковные иерархи под подозрение попадали. То Владимир Храбрый. Даже купцов попытался привлечь, сравнивая с восстанием в Париже. Ну и без Великого князя не обошлось, да-да, и его обвинил. Почему в названии статьи написано "спасал"? Как-то странно звучит спасение, когда Москву и не только, спалили вместе с населением, никого не щадя. А вот тут, стоп. Что значит никого не щадя? Много ли князей пострадало при нашествии?
царь стояв у града 3 дни, а на 4 день оболга князя Остѣя лживыми рѣчми и лживымь миромъ, и вызва его вонъ из града, и уби его пред враты града
и
Отшедшим же татаром, и потом не по мнозѣх днех благовѣрный князь Дмитрий и Володимеръ, коиждо с своими бояры старѣйшими, въехаста в свою отчину, в град Москву.
Повесть о нашествии Тохтамыша говорит только о некоем "князе" Остее которого царь уби, а вот у Московских князей даже бояры старѣйши не пострадали. Да и про других князей и бояр ни слова. Как так получилось, что среди такого количества погибших, а источники дают цифру от 10 до 24 тысяч погибших только в Москве, нет ни одного достаточно знатного персонажа? Да и с Остеем что-то не все ладно. Вот, например, 1385 год. Олег Рязанский берет Коломну и что же мы читаем в летописи.
Князь Олегъ Рязаньскыи суровѢишiи взя Коломну изгономъ и намѢстники изнима Александра АндрѢевича нарицаемаго ОстѢя...
Если это один и тот же человек, а отчество как бы намекает на папу, Андрея Ольгердовича, то как он был царем уби? Впрочем, его и Олег не "успокоил", если это все он.
Читаем дальше. 1390 год.
тое же зимы по РождествѢ ХристовѢ на третий день Осей кормиличичь князя великаго поколотъ бысть на КоломнѢ въ игрушке...
"Игрушка", это турнир, наподобие рыцарских. Да, да, и у нас нечто подобное практиковалось, без трубадуров конечно и без дам сердца, но друг друга с коняшек сшибали похоже. Вот и нашего Осея или Остея "покололи". Там Вася, сын Донского женился на Софье, вот зрелище видимо и устроили. Гости из Литвы, наверное, попросили. Так что может его Тохтамыш и не убивал вовсе? А можно предположить, что это два разных Остея? Летописец-то знал Остея князя, внука Ольгерда, вот его в летопись и вписал. А в Москве "воеводил" совсем другой Остей, местный.
и потом приеха к нимь въ град нѣкоторый князь литовьскый, именемь Остѣй, внукъ Олгердов.
Нѣкоторый - это некий. То есть летописец как-то не совсем уверен. Что значит "некий" князь, когда тут же внукъ Олгердов? И что значит приехал? Что они там разъезжали как хотели и в столицу княжества запросто, да еще с дружиной, вваливались? Ведь по летописи он москвичей приструнил.
и мятеж градный укротивъ
А поди их приструни без омона дружины. Попробуем исходить из того, что Остей все-таки не тот литовский, а москвич. Путаницы добавляет то, что Осей это имя, для любителей конспирологии, один из вариантов - "спасающий, выручающий" с, па-бам! древнееврейского. А Остей - прозвище, означающее "острый", может быть и на язык.
К чему я всё это? Если верно предположение о том, что и князя Остея Александра АндрѢевича Тохтамыш не уби, то зачем тогда он приходил? Простолюдинов кучами положить, да города пожечь? Как-то мне всегда казалось, что за неподчинение "начальство" в первую очередь отвечает, то есть князья, да воеводы наместники. А так как-то странно получается, улус выход не даёт, так давайте мы горожан с крестьянами уконтропупим, что бы их меньше стало, что бы они налогов меньше платили. Вот это логика. Так и горожане с крестьянами выход не сами по себе платят, а через князя, его сборщиков налога. Неужели всё население дружно показало кукиш князю?
Вот и подобрались к "немыслимому". А с другой стороны, почему немыслимому? Спонтанность события на фоне ухудшения жизни никто не отменяет. Многолетняя война с Мамаем ни разу жизнь низов не улучшила, деньги-то князь тянул. А тут случилось что-нибудь типа драки из-за кобылки в Твери, когда всех ордынцев во главе с Чолханом поубивали, ну и покатилось по княжеству. Приказал князь добавить процент к налогу, а ретивые сборщики переборщили, да рукоприкладство применили. Дальше получили в ответ, потом, кто побойчей, придумал "спросить" с князя, а куда выход идёт и с какой стати он все больше? Князь, подобру-поздорову, решил не связываться и из города отбыл, посоветоваться с собратьями по феодальному бизнесу. Такой у меня вопрос. Почему бы в Москве не посоветоваться, зачем военно-полевые условия-то? А Москва на радостях гуляет. Ворота позапирали и стали того, кто побогаче грабить.
И створиша вѣче, позвониша въ вся колоколы. И всташя вѣчемь народи мятежници, недобрии человѣцы, людие крамолници: хотящих изити из града не токмо не пущаху вонъ из града, но и грабяху, ни самого митрополита не постыдѣшася, ни бояръ лучших не усрамишася, ни усрамишася сѣдинъ старець многолѣтных. Но на вся огрозишася, ставше на всѣх вратех градскихъ, сверху камениемь шибаху, а долѣ на земли с рогатинами, и с сулицами, и съ обнаженымъ оружиемь стояху, и не дадуще вылѣсти из града, и едва умолени Быша поздѣ нѣкогда выпустиша их из града, и то ограбивше.
Вече створиша, то есть, верховной власти нет. "Демократическим" путем пошли, одним словом. Вот здесь нѣкоторый Остей и "проявился".
Лично я, при таком взгляде на развитие событий, вижу русский бунт, бессмысленный и беспощадный. А кем был Остей? Вот пример из более близкого прошлого. Император Всероссийский Пётр III, он же Емельян Пугачёв. Дальше додумайте сами. Как все уже догадались, это версия о народном восстании, от которого князя Дмитрия Тохтамыш и "спасал". Я хоть и не сторонник данной версии, но все-таки решил и её упомянуть. Потому как на неё прекрасно ложится то, что Тохтамыш города жег и население убивал, а вот с князьями все Вась-Вась. Причем буквально, Василий Кирдяпа с братом "выручили", не имеющего осадной артиллерии Тохтамыша, обманом "открыв" ворота города. Дмитрия Донского не наказал. Вообще ни одного князя не наказал. А что с Олегом Рязанским? Предположу, что на него Дмитрий "нажаловался". Дескать, под шумок, попытался границы "переиграть" или "помогал" восставшим. Вот тому указание бродов и не помогло. Вот как-то так.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться