Девочке 7 лет подарили большой дом для кукол, рядом другая девочка тоже хочет такой домик, тянется к нему, но первая не даёт и вторая заливается истерикой . Но, "к счастью" ситуацию выруливает справедливая мама: "Надо делиться. Дай!" –говорит она дочке. А теперь представьте, взрослой женщине дарят машину, например, лексус, другая взрослая тоже хочет и говорит "Дай!", а первая такая: "Конечно, бери, меня в детстве научили делиться! "Чувствуете абсурдность ситуации?) Или первая не соглашается отдать, но появляется спасительная мама и говорит: "Будь хорошей девочкой, надо делиться!". ОЙ, КАКАЯ МИЛОТА!) Почему ребёнку по праву принадлежащую вещь мы заставляем отдать, а взрослый может сказать, "ну, как бЭЭ штааа??? Это моя машина и если я ей насычусь, то я могу её тебе продать или дать покататься. А пока кыш, моё! ".
Опираясь на теорию Руэллы Франк «6 базовых движений» хочу рассмотреть почему заставлять ребенка делиться не очень полезно. Это движение Руэлла рассматривает как предпоследнее пятое движение «Присваивать». И нам кажется,, что присвоение тождественно получению, если ты получил что-то то это автоматически твое, а вот и нет. Для того, что б почувствовать, что вещь мне принадлежит она должна пройти определенный путь инициации. И для ребенка это очень важный этап, когда ребенок получает игрушку, ему необходимо время насытиться ей и присвоить ее себе. Рассмотреть, разобрать, если ребенок еще маленький, то облизать, покусать и прочее.
Если ребенку не дают возможности присвоить, то это может формировать обесценивание: « не очень то и хотелось!». Как в басне с лисицей и виноградом, тогда и отпускать будет проще. Это может привести к тому, что ребенок будет все ломать, раз это не досталось мне, то пусть и ни кому же не достанется. Также невозможность присвоить себе свое может формировать небрежное и халатное отношение к вещам. Также формируется искаженное представление о том, что надо делиться, ребенок берет или даже отбирает чужое с представлением, что я делюсь, и вы уж будьте любезны тоже делиться.
Или еще хуже вариант формируется искаженное представление справедливости «Делиться надо!».
Желание чем-то обладать оно никуда не девается, просто возникает невероятная ненасытность, всего и всегда мало, ненасытность может проявляться в чем угодно, в материальном благосостоянии, все мало и мало, в употреблении пищи, человек ест, а насыщение не приходит и пр.
Как ребенку помочь присвоить себе свое? Все очень просто, нужно легализовать его право на обладание: «Да, это твоя игрушка и ты можешь распоряжаться ей так как тебе захочется!». Или, если другой ребенок претендует на игрушку вашего ребенка, то стоит встать на его сторону и сказать: «Это его игрушка. Если он наиграется, то возможно он даст тебе поиграть». Не стоит сразу бросаться на спасение того кто очень желает игрушку вашего ребенка. В этой жизни не все и сразу нам достается, ребенку нужно быть готовым, что блюдце с голубой каёмочкой только в сказке.