Конец июля 2022. Впечатления.
Поехать в республику Коми было, наверное, самым неожиданным решением. И встретившим самые круглые глаза у близких. Я планировала в начале августа поход с группой по приполярному Уралу (заповедник Югыд-Ва, Манарага, Народная и т.д.), а значит, мне нужно было в определённый день оказаться в Инте. Отпуск у меня был длинный, ехать я планировала поездом. Ну и раз я всё равно должна была оказаться в республике, мне захотелось посмотреть, что там такого происходит.
***
Была я в Сыктывкаре, Печоре, Воркуте и, наконец, в Инте.
Про Воркуту я написала отдельную большую статью: "Воркута — курорты заполярья". Но к тому моменту, как я до неё доехала, я уже получила некоторое количество впечатлений.
Сыктывкар
Первый город на моём пути, в котором я вышла. Я сняла студию недалеко от вокзала, подождала владельца и заселилась в закуток на первом этаже, где под окнами была странная водосборная система из тазов и ванн. Надеюсь, это не туда стекало, когда я включила душ.
Сыктывкар — небольшой по ощущениям городок, хотя и столица республики. Обошла я его буквально за несколько часов.
Хотя Сыктывкар — родина Додо-пиццы, поесть там особо негде. Либо тёмный бар с долбящей музыкой, либо какая-то замурзанная сосисочная, либо та самая пицца. Тихо и вкусно провести время негде. Есть сетевая (в СПб точно есть такие) кофейня Surf coffee, но там, несмотря на негуманные цены, жуткая очередь. Единственное приличное место оказалось тоже забито битком и к тому же было настолько пафосным, что я в спортивном почувствовала себя неуютно. Кофе был не то, чтобы дорогим, и вкусным, но сесть было негде.
Понравилось, что народ гуляет. Люди развлекаются прямо на улице. На фото подростки играют в пионер-болл. Да, прямо в тени Большого дома. И это была не единственная команда с таким развлечением.
Многое написано на языке коми. На мой неискушённый взгляд, это не всегда идёт сверху в Сыктывкаре. Вообще мне знакомые, которые выросли в республике, говорили, что учат язык коми в саду и школе, но не очень долго. Но тут были и граффити на коми, и наклейки на машинах, и вот, театр.
Самая известная достопримечательность — мемориальный комплекс в честь воинов-сыктывкарцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Красиво, на главной улице. В народе памятник неэтично обозвали "бабы жарят крокодила".
Сыктывкар стоит в том месте, где Сысола впадает в Вычегду. Говорят, раньше Сысола была большая, полноводная река, по которой ходили теплоходы. Но сейчас это мелеющая речка, совсем небольшая.
Высокий берег Сысолы при этом хорошо благоустроен. Там парк, и много детских площадок, и карусельки, и верёвочный парк, и батуты, и скамеечки, и уютные закутки, и избушка для обмена книгами.
Но сфотографировала нормально я, конечно, только ностальгические карусельки, как в 80-90-х.
В городе довольно много всякой странной архитектуры, в том числе с национальными мотивами, её навалю кулем.
...И поехали дальше.
Вот кстати по дороге знаменитый Ленин за Ухтой. Из поезда виден, выглядывает.
Печора
Печора для меня — город ностальгический. Ощущение уютной и родной провинции. Ностальгичность связана и с тем, что я родилась в самом конце 80-х и всё моё детство выглядело примерно как Печора выглядит всё ещё, и со свежими для меня историями про детство в этом городе.
Город растянут и разделён рекой и болотом. Я была в Печоре 8 часов и ни разу не пожалела.
Отдельно будут фотографии вертикальные, про ностальгию в относительно новой части города.
Отдельно — горизонтальные.
В старой части можно погрузиться во времена ещё более ранние. Деревянные двухэтажные дома-бараки, двухэтажные же сталинки, собаки, аллеи, автобус-буханка с кондуктором, объявляющим остановки.
Но вот река Печора выглядит действительно грустно. Великая северная река так пересохла, что в форватере стоят застрявшие баржи. Уже почти полностью проржавевшие. Очень горестное зрелище.
А ещё в Печоре было вкусно, хотя сами заведения были постсоветского формата. И внезапно — очень симпатичный этнографический музей. Экскурсия оставила желать, но коллекция, экспозиция, чучела — всё очень достойно. Отдельно отмеченная экскурсоводом "выставка домашних животных сотрудников музея" (в смысле, фотографий, а не чучел!) была изюминкой на торте. Рекомендасьон!
А я еду в Воркуту и в Инту.
Воркута
Как я уже писала, про Воркуту у меня было столько материала, что я написала целый лонгрид про неё одну, вот он: Воркута — курорты заполярья.
Но вкратце: в 2037 году уголь в Воркуте планируют перестать добывать, и это значит, что осталось 15 лет на посмотреть её живой, с кафе и ресторанами, возможностью вызвать такси и удобно жить в отеле.
Она стоит того, чтобы съездить туда. Это красивый, интересный город с огромной историей и удивительной законсервированной атмосферой. А ещё если вовремя проснуться на подъездах, можно увидеть, как мимо проплывает станция "Песец". Смотришь и думаешь: ну, приехали.
В общем, стоит и почитать, и съездить. Очень интересный опыт. А я в своём воспоминании еду дальше, хотя географически это будет обратно, южнее, в Инту.
Инта
И тут кажется, что ничего не будет, ну что делать в Инте... Но это самый красивый город из увиденных. Инту мне было жальче всего. И жаль, что у меня было так мало времени.
Инту построили зэки, как и многие города. Но интинский гулаг был особенным, и люди были особенные.
Город начинался с геологической экспедиции. Памятник разведчикам и основателям города находится рядом со смотровой площадкой на реку Большая Инта. В галерее ещё и окружение площадки.
Вообще я умудрилась за те пару часов, которые у меня были в Инте, познакомиться с тётенькой, бывшим сотрудником музея. Она сказала, что после того, как красивые дома в Инте запретили строить, потому что это разврат, стали строить типовые, но на всех выложили кирпичами разные узоры. Иногда говорят, что "национальные", но Инта — советский город, так что сомневаюсь.
Вдоль улицы Кирова стоят невероятной красоты деревянные дома. Почему я не сфотографировала их все — чёрт знает, но я что-то наскринила с яндекса или нашла в сети, вот в этой галерее моя фотография только первая. Последнее фото — старое, до упадка.
И они все заброшены.
Впрочем, и каменные здания не в лучшем виде.
А вот соседнее здание. В нём находится полиция, как можно заметить по козелку. А перед зданием — памятник "Взрыв". Местные говорят, его иногда называют "недолёт", но мы такого говорить не будем.
Вот просто очень, очень красивые постройки вокруг всё той же улицы Кирова. Я не фанат нытья и причитаний, но Инта не только город умирающий, но ещё и город, в котором красивое откровенно поганят. На последних трёх фотографиях дом по Полярной, 12. Отсюда начинался город, буквально в двух шагах закладной камень. Это памятник архитектуры. Так изуродовать — надо уметь.
На самом деле советую статью про Инту на дзене, в ней кроме прочего можно увидеть, каким был дом по Полярной, 12 до "реставрации". Эту статью писал путешественник, который тоже шёл и иногда плыл к горе Манараге на приполярном Урале. Моя цель была такая же.
И об этом отдельно. Инта, как любой умирающий город, чем-то да живёт. И отсюда начинается единственный возможный путь в заповедник Югыд-Ва в приполярном Урале. Туда надо ехать несколько часов на машине урал, потому что ничто другое туда не доедет. "Редкий урал доедет до Урала", да. И получается, некоторые местные промышляют тем, что возят на вахтовках туристов. Есть ощущение, что больше тут, кроме оленины и вот уралов, особо промышлять нечем.
А вот, например, урал-вахтовка.
Коми — взгляд на местности
Меня, конечно, позабавило, что все четыре города моего путешествия были названы по названиям рек. Даже Сыртывкар: с коми-зырянского это переводится как город на Сысоле.
Мой взгляд — туриста, которому повезло с погодой. Мошки почти не было, солнышко грело, дождь прошёл мимо. Пруха была страшная, и думаю, это повлияло на мои впечатления. Но они удивительно позитивные. Мне понравилось всё, что я увидела: мне было красиво, интересно и только чуть-чуть грустно. В конце концов, я успела до того, как вся эта красота обратилась в пыль. Оно того стоило.