"Сказания о Джедаях" – пожалуй, самый любопытный проект по "Звёздным войнам", ещё более любопытный даже, чем антология аниме "Видения". Однако "Сказания..." имеют, как мне кажется, определённый и не совсем явный потенциал, раскрытие которого определит будущее анимационных проектов по "Звёздным войнам". Почему? Давайте поэтапно разберёмся.
1. До "Войн клонов".
Джордж Лукас по профессии – мультипликатор (если кто вдруг не знал). Тяготение Лукаса к анимационному формату можно разглядеть ещё задолго до знаменитых "Войн клонов". Например, в "Праздничном спецвыпуске" присутствовал мультипликационный сегмент, в котором, к слову, впервые на экранах появился знаменитый Боба Фетт.
Поэтому неудивительно, что "Звёздные войны" на протяжении всей истории франшизы идут рука об руку с анимационным форматом, при чём в самых разных и порою причудливых формах.
Изначальная аудитория франшизы – детская и подростковая, поэтому производство мультипликационной продукции по "Звёздным войнам" – дело логичное. И практически сразу после окончания оригинальной трилогии в 1983 году фильмом "Возвращение Джедая" компания Lucasfilm начинает заниматься производством двух мультсериалов – "Дроиды" (про приключения C-3PO и R2-D2) и "Эвоки" (про приключения понятного кого).
Выбор ведущих героев для обоих мультсериалов вполне ясен – и парочка популярных дроидов, и плюшевые медвежата с Эндора вполне годятся для привлечения юной аудитории. Оба мультсериала стартуют в 1985 году, однако не спасают резко угасающий интерес к франшизе. Рискну предположить, что дело здесь не в качестве самих сериалов (хотя оно было далеко не на высоте), а скорее в том, что после эпического окончания эпического повествования на больших экранах заменить всё это местечковыми приключениями для телевидения невозможно (запомните этот тезис).
Обычно влияние "Дроидов" и "Эвоков" на франшизу не оценивается как серьёзное, но я рискну предположить, что для мультипликатора-Лукаса это было пробой пера, при чём чужими руками (сам Лукас не был активно вовлечён в производство). Опыт этих двух проектов, как минимум, показывает, что производство контента по "Звёздным войнам" может быть относительно дешёвым, а сериальный формат позволяет больше внимания уделять героям и сюжету.
После закрытия этих мультсериалов "Звёздные войны" ещё какое-то время теряли популярность, однако с начала 90-х годов прошлого века стали вновь начали вставать на ноги. Тимоти Зан романом "Наследник Империи" фактически возродил франшизу и дал огромный толчок развитию т.н. расширенной вселенной. Затем Лукас переделал оригинальную трилогию и выпустил её в прокат, а уже после грянула эра приквелов.
Таким образом, 90-ые прошли для "Звёздных войн" в основном под эгидой книжного и кинотеатрального формата.
Возвращение франшизы к формату мультипликации состоялось только в 2003 году с 2D-мультсериалом, состоящим из короткометражек, "Войны клонов", созданным Геннди Тартаковски. Цель производства этого шоу была до неприличия коммерческая и представляла из себя бизнес-модель. Компания Hasbro была заинтересована в производстве новых игрушек по вселенной "Звёздных войн", а "Войны клонов" от Тартаковски стали своеобразной телевизионной рекламой новых товаров. Так что имейте в виду: всё разнообразие цветов и форм брони клонов обусловлено простой бизнес-схемой. Например, разная покраска двух одинаковых фигурок на выходе даёт две разные игрушки, обе из которых, по расчёту маркетологов, захотят купить фанаты "Звёздных войн".
"Войны клонов" от Тартаковски сюжетно были сосредоточены на, собственно, войне клонов (событие между Эпизодами 2 и 3), а потому представляли собой практически бесконечный экшн, выполненный в гротескном и гиперболизированном анимационном стиле. Чем лично мне и запомнились, к слову. А ещё сериал отхватил аж целых 4 премии Эмми, в том числе за лучшую анимационную программу.
Таким образом, проект, рассчитанный на популяризацию игрушек, оказался чем-то более серьёзным. В нём, в перерывах между экшн-сценами, раскрывались довольно важные для канона "Звёздных войн" моменты: первое появление генерала Гривуса, обучение послушницы графа Дуку, посвящение Энакина Скайуокера в рыцари-Джедаи и т.д.
Все эти сюжеты добавляли Эпизоду 3 глубины и, казалось, были неразрывно связаны с ним (хотя сейчас этот мультсериал официально не является частью канона, что лично мне совершенно не мешает воспринимать его как полноправную часть истории). В "Войнах клонов" Тартаковски удалось соединить две вещи, ранее недоступные Лукасу: вместе с эпичным экшном в сериале присутствовал довольно неплохой для формата сюжет.
2. "Войны клонов".
После "Мести Ситхов" Лукас зарёкся возвращаться к съёмкам масштабных фильмов, однако же почти сразу объявил, что "Звёздные войны" продолжат свою жизнь на телеэкране, в том числе в анимационном формате. Уверен, уже тогда Джордж знал, чего хочет от будущего телепроекта. Опыт "Дроидов" и "Эвоков" показывал, что дешёвое производство может стать решающим фактором для того, чтобы его идеи увидели путёвку в жизнь. А опыт "Войн клонов" от Тартаковски доказывал, что эпическое повествование при должном подходе возможно воспроизвести на телеэкранах.
"Войны клонов", созданные Лукасом в соавторстве с Дэйвом "Шляпой" Филони, вбирают в себя весь этот опыт. Мультсериал наследует гротескный стиль "Войн клонов" от Тартаковски, маскируясь под кукольный мультсериал "Тандербёрды" времён молодости Лукаса, и делает ставку на разнообразный экшн и множество сюжетов, как мелких, так и глобальных.
Откровенно говоря, "Войны клонов" изначально не восприняли так, как стоило бы. Пилотная арка, смонтированная из 4-х серий и пущенная в кинопрокат, была разгромлена критиками. Зрители же массово ненавидели Асоку (внезапно, да?). Огромной критике подвергались первые 2 сезона, которые многие окрестили бессвязным зрелищем. Да и в целом телевизионные рейтинги не показывали каких-либо заоблачных значений.
Тем не менее, кинотеатральный релиз "Войн клонов" коммерчески оправдал себя (сборы в разы превышали невысокий бюджет), а зрительские просмотры мультсериала оправдывали его существование. Более того, сейчас уже вполне очевидно, что "Войны клонов" от сезона к сезону медленно и плавно совершенствовались и преображались. Многие арки и герои получали своё развитие, и действие, поначалу казавшееся сумбурным, обретало свою логику и зачастую завершённость.
(Недавно я советовал товарищу, который ни разу не видел "Войны клонов", посмотреть избранные серии для общего понимания и понял, что в мультсериале практически нет проходных серий).
Шоу продержалось 6 сезонов, хотя готовые сценарии были на 8, и в итоге было закрыто при переходе прав на студию Lucasfilm от Джорджа Лукаса к студии Disney. Причина закрытия, естественно, коммерческая: по условиям контракта, "Войны клонов" должны были транслироваться на канале CN ещё в течение нескольких лет после сделки с Disney, что для Disney было невыгодно, ибо в таком варианте вновь приобретённая студия Lucasfilm продолжает вкладывать средства в производство новых сезонов "Войн клонов", а прибыль с трансляции мультсериала получает другой канал. Поэтому сериал и отменили, вызвав нестихающую боль фанатов...
3. После "Войн клонов".
И вот тут начинается самый интересный этап, который и подведёт нас к мультипликационной антологии "Сказания о Джедаях".
Первым мультсериалом от Disney по "Звёздным войнам" стали "Повстанцы", которые приняли поначалу достаточно холодно, обвиняя шоу в излишней детскости на фоне предшественника. "Повстанцы" действительно выглядели младшим братом "Войн клонов", хотя у них было относительное преимущество: единая сюжетная линия и несменяемые действующие лица. Стиль анимации многим, опять-таки, не нравился, но это тот случай, когда трава зеленее, а деревья выше.
Как бы то ни было, "Повстанцы" спустя годы сумели найти своё место в сердцах фанатов а, следовательно, и коммерческий потенциал (подтверждение тому – разрабатываемый сериал "Асока", который является формальным сиквелом "Повстанцев"). Однако лично мне не кажется, что по уровню симпатий "Повстанцы" дотягиваются до "Войн клонов", но это оценочное суждение с моей стороны (свои выводы делайте сами).
Следующим каноничным мультсериалом по "Звёздным войнам" и одновременно попыткой развить эпоху сиквелов было "Сопротивление"...
…о котором многие предпочитают забыть. Если уж "Повстанцы" называли слишком детскими, то на фоне "Сопротивления" это просто "Гамлет". Новый мультсериал невзлюбили за абсолютно филлерный сюжет, за раздражающего главного героя, но особенно – за стиль анимации.
Побуду адвокатом дьявола и скажу, что главный герой на самом деле неплох, просто он подан с расчётом на самую младшую аудиторию. То же самое касается и анимации: в сериале преимущественно яркие и контрастные цвета, что, как мне кажется, сделано ради привлечения внимания за счёт формы (а это хорошо работает именно с детьми).
А вот филлерный сюжет оправдывать даже не возьмусь. Это действительно странное решение. Да и сам сериал, по ощущениям, закрыли раньше, чем предполагалось, ибо шоу продержалось всего 2 сезона.
Намеренно пропущу такие мультсериалы как "Приключения Фримейкеров" (ибо не канон), а также "Силы судьбы" и "Галактика приключений" (ибо короткометражки) и перейду к внезапному анонсу 7-го сезона "Войн клонов".
Это действительно было неожиданно (и приятно). У Disney теперь не было ограничений, связанных с трансляций "Войн клонов" на другом канале, и оттого анонс финального сезона, состоящего из 12 серий, кажется несколько странным. Дело в том, что много сюжетных арок оказалось в принципе за бортом "Войн клонов". Они вышли в виде комиксов и романов либо не вышли вообще.
Чисто технически 7-й сезон "Войн клонов" должен был быть второй половиной 6-го сезона (в котором было всего 13 серий против привычных 20 – 22 серий на сезон), а сюжеты были написаны на 7-й и 8-й сезоны.
В таких условиях возникает вопрос: Disney возродил сериал ради его осмысленного завершения или просто кинул фанатам кость в виде малой части большого количества идей Лукаса? Вопрос на самом деле не риторический, как это может показаться. С одной стороны, треть сезона представляет из себя трейлер будущего проекта "Бракованная партия", вторая треть выглядит как камбэк Асоки Тано в очень спорной сюжетной арке, а последняя треть... Ну вот как раз последние 4 серии стоят того, чтобы поблагодарить Lucasfilm за возвращение "Войн клонов", ибо это был действительно высочайший уровень режиссуры, драматургии, экшна и музыки. Иронично, но как заявляет Дэйв Филони, финал "Войн клонов" – это последнее, к чему приложил руку Джордж Лукас (и это крайне важно для основного посыла в рамках данной статьи).
Через год после завершения "Войн клонов" в эфир вышла "Бракованная партия" и откровенного фурора не произвела. Хотя казалось бы: анимационный стиль "Войн клонов", улучшенная графика ("Бракованная партия" действительно красива), десятки камео полюбившихся героев "Войн клонов", "Повстанцев" и "Мандалорца", хорошая драматургия; что же могло пойти не так?
В том, что "Бракованная партия" оказалась слабее своего прародителя, есть логическая закономерность – "…партия" вторична по отношению к "Войнам клонов". Да и не только к ним.
Мультсериал копирует стиль "Войн клонов", отчасти проблематику, обозначенную в них, копирует сюжетную фабулу "Повстанцев" (единое повествование, в центре которого команда главных героев) и "Мандалорца" (забота о ребёнке как мотивация ведущих персонажей). Там, где "Войны клонов", "Повстанцы" и "Мандалорец" создавали своих героев, "Бракованная партия" заимствует чужих, не выдавая при этом равнозначную замену. Трандошанка Сид и клон Хаузер – это слишком мало.
Справедливости ради, сюжетные темы, поднятые в "Бракованной партии" и касающиеся выбора Кроссхэйра и уничтожения Камино, с драматургической точки зрения хороши и в целом держат планку; шоу имеет хорошие перспективы на горизонте нескольких сезонов. Но на данный момент, повторюсь, это не конкурент "Войнам клонов".
Снова намеренно пропущу ещё один анимационный проект Lucasfilm – антологию короткометражек "Видения", поскольку данное шоу не имеет отношения к анимационному подразделению этой студии и вообще позиционируется как эксперимент (на мой взгляд – любопытный).
4. Итоги.
Подводя черту под вышесказанным, имеем забавный и отчасти ироничный вывод.
Лучшее, что случалось с анимационными проектами по "Звёздным войнам", — это "Войны клонов", созданные Лукасом.
Лучшее, что случилось с анимационными проектами по "Звёздным войнам" в "диснеевскую" эру – это последние 4 серии финального сезона "Войн клонов", к которым Лукас имеет непосредственное отношение (и, к слову, отряд бракованных клонов придумал тоже он).
Наследие Лукаса по-прежнему в основном (хоть и не во всём) доминирует над тем, что производится под брендом "Звёздных войн" студия Disney.
И вот теперь в таких условиях рождается антология "Сказания о Джедаях" – ещё один проект, идущий по стопам наследия Лукаса, но на этот раз куда ближе к приквелам и "Войнам клонов", чем какой-либо иной проект.
Во-первых, анимационный стиль "Сказаний…" снова заимствует графику из "Войн клонов", очевидно, чтобы вызвать нужные ассоциации у аудитории.
Во-вторых, "Сказания…" идут по композиционному пути "Войн клонов", т.е., по сути, представляют из себя антологию из различных сюжетных арок, объединённой общей темой (в данном случае – историей различных Джедаев).
В-третьих, "Сказания…", как и "Войны клонов", исследуют "околоприквельный" период "Звёздных войн" (чему я несказанно рад).
В первой сюжетной арке нового мультсериала сценарий будет посвящён Асоке Тано (да, опять) от её детства на родной планете вплоть до падения Джедайского ордена и встречи Асоки с Инквизитором. Очередной раз отмечу весьма забавным то, что полноценную арку нового проекта получает сверхпопулярный герой, созданный при Лукасе (и это на фоне грядущего сольного сериала). Посмотревшие первую серию отмечают трогательную историю с маленькой Асокой, проходящую почти без слов.
Во второй сюжетной арке речь будет вестись про Джедая Дуку и его падавана Квай-Гона Джинна, а также про падение первого на Тёмную сторону Силы. С моей точки зрения, хороший выбор для истории, т.к. Дуку в приквелах и "Войнах клонов" – по большей части функциональный болванчик, нежели сложный персонаж. Бэкстори добавит ему глубины. Кроме того, в арке появится Джедай Йаддль, чья история также будет рассказана.
Скрытый потенциал "Сказаний о Джедаях", о котором я заявил в заголовке этой статьи, состоит в том, что успех у зрителей этого мультсериала, как я думаю, сможет создать действительно настоящего наследника "Войн клонов" – не только визуального, но и идейно-содержательного. Под брендом этой антологии, быть может, Lucasfilm наконец-то реализует арки 7-го и 8-го сезонов "Войн клонов". Как минимум, арку о расследовании на Утапау просто необходимо доделать, ибо она содержит важное взаимодействие между Энакином Скайуокером и Оби-Ваном Кеноби, добавляя глубины их взаимоотношениям.
Сюда же подойдёт и арка о Моле, который узнаёт, кто его настоящая мать ("Сын Датомира" реализован в виде комикса). И хотя история Ситха не совсем подходит под тайтл "Сказания о Джедаях", но и "Войны клонов" не всегда были про войны клонов.
Чёрная ирония в том, что чем дальше студия Disney дистанцировалась от многого из того, что создал Джордж Лукас, тем всё сильнее новым боссам приходилось опираться на героев и сюжеты Лукаса при производстве нового контента, в конечном итоге дистанцировавшись от собственных сиквелов. "Сказания о Джедаях" – тому главное доказательство.
Всё циклично. Возможно, "Войны клонов", будучи изначально не слишком популярными и критикуемыми, прошедшие путь от признания и народной любви до досрочного закрытия с последующим возрождением и созданием наследника, снова вернулись в своё привычное русло. И даже с самими клонами, как нам показывает трейлер "Сказаний о Джедаях".
Почему-то я уверен в хорошем качестве нового мультсериала. Надеюсь, что он действительно запустит серию сюжетных арок, посвящённых героям приквелов. Там ещё много чего не рассказанного. Ну а период сиквелов пусть пока подождёт.