Конечно, Джон Карпентер — это прежде всего хоррормейкер. Но начинал он с фантастической комедии. Да, и в последствии его фильмография наполнялась фантастическими фильмами, в которых элемент страшного отсутствовал. Ну, почти отстуствовал.
«Тёмная звезда» / Dark Star (1974)
Свой дебютный фильм (если не считать десятка любительских короткометражек) будущий король киноужаса сделал в жанре комедийной фантастики. Смотрится сейчас «Тёмная звезда» как пародия на «Звёздные войны» и «Чужого» одновременно. При том, что до «Новой надежды» Джорджа Лукаса оставалось ещё 3 года, а фильм Ридли Скотта вышел через 5 лет.
«Тёмная звезда» — это название космического корабля, на котором долгие годы летают по галактикам несколько землян совсем не героического вида. Они обычные работяги, которые занимаются уничтожением «нестабильных» планет, прокладывая тем самым человечеству путь для колонизации новых солнечных систем. В их арсенале есть говорящие бомбы, а их кораблём управляет искусственный интеллект с приятным женским голосом. Но все эти чудеса техники не радуют астронавтов. Они изнывают от тоски, убивая время дурацкими розыгрышами, пасьянсом и пересказом друг другу давно опостылевших историй. Скука, однако, мигом проходит, когда из бортового «зверинца» сбегает озорной инопланетянин, а лазерная установка оказывается разбитой.
«Побег из Нью-Йорка» / Escape From New York (1981)
В недалёком будущем (по фильму — в 1988-м году) захлестнувшая Америку волна преступности заставляет правительство целый город превратить в тюрьму. Таким городом становится Нью-Йорк, который обносят высокой стеной и круглосуточно охраняют все выходы из него. Попавшим в мега-тюрьму предоставляют жить своей жизнью, но выхода оттуда нет ни для кого… пока в ходе террористической атаки на «борт №1» где-то в Нью-Йорке не оказывается пропавшим президент США. На его спасение отправляют бывшего военного, а ныне — опасного преступника Змея Плисскена.
Можно констатировать, что этот фантастический боевик спустя 40 лет смотрится по всем параметрам очень старомодно — от слишком неторопливого темпа повествования до примитивной якобы компьютерной графики. Единственное, что в фильме точно не устарело, так это центральный персонаж. Этого одноглазого сорвиголову, неразговорчивого и недоверчивого, Курт Расселл изобразил так, что он ещё долго будет смотреться современно: крутой, потёртый жизнью, разочарованный в людях из-за прошлых предательств мужик актуален всегда.
«Человек со звезды» / Starman (1984)
Человечество засылает в космос послание на многих языках. В нём содержится приглашения для инопланетян. И оно достигает-таки адресата! Но когда на Землю прилетает долгожданная «тарелочка», военные тут же её сбивают ракетным залпом. Выживший пришелец пробирается в дом молодой вдовы и принимает облик её почившего мужа. У него есть только три дня, чтобы добраться до места, откуда его должны забрать «свои». Вполне достаточно времени для ознакомления с лучшими и худшими сторонами представителей земной цивилизации — такими культурными и такими, одновременно, дикими.
«Человек со звезды» у Карпентера получился добродушным и невинным. Настолько невинным, что его допустили в советский кинопрокат — даже придирчивые советские цензоры не увидели в фантастическом роуд-муви крамолы. Зато углядели критические настроения к правительству и армии США. В СССР «Человек со звезды» стал хитом. В 1987-м году его посмотрели почти 36 миллионов советских граждан. А вот на родине он провалился, собрав всего 29 миллионов долларов при затратах 22 миллионов на производство. Ни один другой фильм Карпентера на экраны советских кинотеатров не попал.
«Большой переполох в Маленьком Китае» / Big Trouble in Little China (1986)
Узнав, что его приятель азиатского происхождения собирается жениться, водитель грузовика Джэк берётся помочь ему встретить невесту из Китая в аэропорту. Но возлюбленным не удаётся встретиться — едва девушка ступает на американскую землю, как её похищает троица бандитов. Джэк и Ванг устремляются в погоню и оказываются втянуты в крупную разборку между двумя группировками, обитающими в Китайском квартале. Дело принимает совсем дурной оборот, когда «на сцену» выходят китайские маги и бессмертный колдун.
Заполучив большой бюджет размером в 25 миллионов долларов, Джон Капентер не совсем понял, что с ним делать. Наполнив фильм яркими декорациями, аляповатыми костюмами и обилием драк, он забыл внятно рассказать историю. Сюжет получился очень сумбурным и каким-то вымученным. Персонажи суется, бегают между несколькими локациями туда-сюда и совершенно не развиваются. С другой стороны, Курт Расселл — настолько харизматичный актёр, что вытаскивает на себе всю пёструю махину «Большого переполоха в Маленьком Китае». Сегодня, когда мода на кийя-драчунов давно позади, а вычурные спецэффекты карпентеровского фильма выглядят смехотворными, это особо заметно.
«Они существуют!» / They Live! (1989)
Земля давно населена инопланетянами, а человечество живёт у них в рабстве. Но люди не догадываются об этом, потому что одурманены особым сигналом, транслирующийся откуда-то из Лос-Анджелеса на всю планету. Под его влиянием вместо инопланетян они видят себе подобных. В эту тайну случайно оказывается посвящён оказавшийся без работы провинциал. Он перебирается в крупный город в поисках заработков, но вместо этого становится свидетелем того, как небольшая подпольная группа готовит восстание против инопланетных заказчиков. Они изготавливают специальные очки, надевая которые человек видит мир таким, каков он есть на самом деле.
По всем параметрам фильм «Они существуют!» — фантастический боевик. Но и нечто большее. У Джона Карпентера получилась политическая сатира. Он таким фильм и задумывал, вкладывая в него критику так называемой «Рейгономики». Но со временем конспирологический сюжет начали трактовать по-своему все, кому не лень. В экранных инопланетянах кто-то видит коммунистов, а кто-то рассматривает этот вымысел чуть ли как доказательство существования рептилоидов с Небиру. Карпентер довольно спокойно относился к различным трактованиям, но когда фашиствующие группировки начали использовать его произведение для антисемитской пропаганды, выступил с раздражённым протестом.
«Воспоминания Человека-невидимки» / Memoirs of an Invisible Man (1991 год)
В передовой научной лаборатории в результате короткого замыкания случается необычное. Здание и все находящиеся в нём предметы становятся невидимыми. Таким же становится и преуспевающий исполнительный директор некоей крупной компании Ник Хэллоуэй, который заявился в лабораторию послушать научный доклад, да замешкался при эвакуации. Но как бы Нику ни хотелось получить квалифицированную помощь и вернуть себе прежний, видимый глазу вид, об этом приходится забыть: за ним гонятся правительственные агенты. И если они его схватят, то превратят в подопытную морскую свинку. Или — в киллера для международных операций.
Про многие фильмы Джона Карпентера можно сказать, что они несправедливо недооценены. И «Воспоминания Человека-невидимки» — как раз один из них. Пусть это не шедевр, даже в рамках жанра комедийной фантастики, но тем не менее, фильм весьма неплох и уж точно не заслуживал так чудовищно провалиться в прокате (всего-то 14 миллионов «с копейками» прибыли при затратах в 40 миллионов долларов). Он не гомерически смешной, но забавный, и смотрится очень даже увлекательно. К тому же, под завязку напичкан передовыми для начала 90-х годов спецэффектами.
«Побег из Лос-Анджелеса» / Escape from L.A. (1996)
В новом тысячелетии Америка окончательно оформляется в фашистское государство, где преступников, атеистов, прелюбодеев и коммунистов депортируют на отрезанный большим землетрясением Лос-Анджелес. Туда же сбегает дочка президента, одурманенная харизмой революционного вождя Куерво Джонса. Чтобы вернуть не столько её, сколько чемоданчик с чудо-оружием, который девушка прихватила с собой, на вылазку в Лос-Анджелес подряжают Змея Плисскена. А дабы своевольный преступник вёл себя сговорчивей, его заражают смертоносным вирусом. Лекарство от него Плисскен получит только в том случае, если успеет выполнить поставленную задачу меньше, чем за сутки.
В отличие от «Побега из Нью-Йорка», новый «Побег» провалился в прокате, собрав всего что-то около половины своего бюджета. Это вполне объяснимо, ведь фильм настолько похож даже в мелочах на оригинал, что кажется ремейком, а не продолжением. Новые идеи в нём отсутствуют, зато есть режущая глаза компьютерная графика и несколько очень странных решений (Пэм Григ с мужицким голосом, игра в баскетбол на смерть, боевая атака с воздуха на дельтапланах), которые тянут вроде бы серьёзный фантастический боевик в какую-то клоунаду. С другой стороны, лос-андежелеский «Побег» вышел заметно динамичнее и масштабнее нью-йоркского, а Курт Расселл всё так же крут в роли одноглазого военного героя, переквалифицировавшегося в особо опасного преступника.
«Призраки Марса» / Ghosts of Mars (2001)
2176-й год. Человечество осваивает ресурсы ставшего не таким уж и далёким Марса. Для этого на Красной планете выстроены шахтёрские городки, заселённые трудягами с Земли. Но где есть трудяги и заработки, появляется и преступность. Поэтому на Марсе заводят и полицейских, чтобы предотвращать грабежи и убийства. Одному отряду полиции поручают метнуться до удалённого шахтёрского поселения и забрать оттуда опасного рецидивиста. Однако, по прибытии на место марсианские полицейские обнаруживают опустевший посёлок и каземат, заполненный обезглавленными телами.
В «Призраках Марса» плохо почти всё. Карпентер будто разучился не только пугать зрителя и создавать напряженную атмосферу, но и умело излагать сюжет. Уже на стадии сценария можно было догадаться: приём «единственный выживший докладывает комиссии, что с ним произошло», — не самое лучшее решение для фантастического фильма ужасов. Эти постоянные флэшбеки, составляющие основную часть «Призраков Марса», сбивают темп, когда происходит возвращение «в настоящее», к комиссии, допрашивающей героиню. Хуже того, внутри флэшбеков есть свои флэшбеки, в которых показаны воспоминания людей, о которых вспоминает героиня. Батальные сцены выглядят сумятицей, а спецэффекты не впечатляют вовсе. Поразительно, но фильм 2001-го года, на который потратили 28 миллионов долларов, выглядит дешевле и старомодней, чем «Чужие» (1986 год и 18 миллионов долларов) и «Побег из Нью-Йорка» (1981-й год и 6 миллионов долларов).