Найти тему
Евгений Трунов

Иллюзия всесилья в ABA (прикладной анализ поведения) и в педагогике вообще.

Что вселяет в нас уверенность? Конечно же, успех. Видимая связь: сделал так и получил вот такой результат - не вызывает вопросов. Однако, в области коррекции-реабилитация меры воздействия сильно растянуты по времени, а результаты зачастую проявляются постепенно. Вот почему гораздо сложнее увидеть функциональную зависимость. Порой случается так, что на занятии у нового педагога ученик делает нечто прорывное (чего раньше не происходило). И кажется, что дело в новой методе, которую использует педагог.

Спешу огорчить. Скорее всего прорыв - результат предыдущих усилий, а не смены преподавателей. Случается и вторая причина для прорыва - смена вектора усилий. Другой учитель расставляет акценты обучения иначе, что в итоге приводит к устранению ложной педагогической запущенности. Поэтому лично я стараюсь идти легким путём и развивать то, что легче развивается. В моём видении педагогической парадигмы в области коррекции-реабилитации

динамика приращения навыков доминирует над реализацией запроса.

То есть пусть лучше будут положительные изменения вообще, чем конкретно желаемые родителем.
ABA-терапия (или, как я люблю говорить ABA-педагогика) - это мощный и разнообразный инструмент. Поэтому очень важно не впасть в иллюзию его всесильности. Скажу честно: я слабо верю в то, что средствами ABA-педагогики можно эффективно работать с очень проблемным поведением и
не использовать параллельно иные формы помощи. Если заявляется о том, как круто и эффективно с чем-то справились, то я сразу подозреваю некое лукавство.

Редко какой ученик ходит только к одному виду специалиста. Зачастую он получает целый комплекс вмешательств. Попробуй в мешанине разберись - что именно приносит основной эффект.
Порой значимую роль играет именно методичность и систематичность обучения. ABA-педагогика как раз знаменита своим громоздким, но скрупулезным и целеустремленным форматом занятий.

У нас не должно складываться "головокружение от успехов". У каждой технологии и науки, метода есть предел. Предел ABA (как, впрочем, и любой другой педагогически ориентированной отрасли) обозначается там, где начинается физиология. Именно физиологическая готовность формирует податливость на педагогическое воздействие.

Показывать на податливом ученике эффективность любого подхода приятно и легко. С пластичным учеником любая методика выглядит солидно, ведь, как я уже говорил, физиологическая готовность является фундаментом. С другой стороны, ждать, когда этот фундамент возникнет сам, тоже плохая идея. Мы активно стараемся сформировать базис и обмануть природу. Я иногда говорю "форсированно обучать". То есть активно и настойчиво привносить знания, умения и навыки, которые не возникают спонтанно.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц