При упоминании Спарты возникают ассоциации: дисциплинированные воины, брошенные с горы слабые младенцы, возможно, фильм "300 спартанцев" и, пожалуй, всё. Предлагаю рассмотреть жизнь граждан Спарты, а чтобы это не было похоже на скучный урок истории, разбавим повествование интересными примерами позволяющими оценить стойкость и даже остроумие спартанцев.
Спа́рта или Лакедемо́н — могущественное античное государство в Древней Греции. И не только могущественное, а уникальное: оно хранило традиции и не знало смут и/или гражданских распрей. Также в этом государстве не в почете было творчество и вообще оторванные от военного дела знания, умения, интересы. Это является основной сложностью изучения Спарты: почти никто из историков там не жил, чтобы записать порядки принятые среди спартанцев, а сами они не разменивались на подобный труд.
Пока иные греческие города-государства возводили неприступные стены, Спарта не строила укрепления, считая своей главной защитой своих воинов.
"Стены Спарты были его молодыми людьми, а их границы - кончиками их копий", - Царь Спарты Агесилай.
Создателем Спарты считается законодатель Ликург. Даже Плутарх, упоминая Ликурга, говорит, что ничего достоверного сообщить о нем невозможно. Если уже в те времена сложно было отделить легенду от истории, то что уж говорить о настоящем. Современные историки разошлись во мнении: часть склонны считать Ликурга вовсе не существовавшей личностью, другие верят в то, что он жил в первой половине VII в. до н.э. Главным его достижением было проведение реформ, установивших очень своеобразный порядок, коим затем и славилась Спарта.
По легенде, завершив реформы, Ликург взял с народа клятву ничего не изменять в установленных им порядках до его возвращения, а сам отправился в Дельфы. Там он получил от оракула одобрение законов и предсказание о том, что пока они будут действовать, Спарта будет на вершине славы. Отправив это прорицание в Спарту, Ликург расстался с жизнью. При этом он завещал развеять свой прах над морем, чтобы его останки не попали в Спарту, и спартанцы, связанные клятвой, не могли изменить законы. Было ли подобное или нет, но спартанцы очень гордились своими незыблемыми порядками.
Кратко ознакомимся с необычным устройством Спарты.
В Спарте существовала герусия – совет старейшин (не моложе 60 лет), члены которой избирались народным собранием.
В состав герусии входили также два царя из двух разных династий. Почему именно два царя? Ликург якобы считал, что между ними должны были быть распри, ведь никто не совершенен, даже царь, а противоборство двух равных служит равновесию. В случае войны один из царей шёл в поход, а другой оставался в Спарте. Это они удобно придумали. К тому же власть этих царей была весьма ограничена.
К описанию спартанских царей подойдет высказывание царя Македонии Антигона II, который увидев, что его сын возгордился и с пренебрежением относится к подданным, сказал ему:
"Оставь свои замашки. Разве ты не знаешь, мальчик, что наша с тобой власть – почетное рабство?"
Наибольшую власть сосредотачивали в своих руках 5 эфоров, ежегодно избираемых на народном собрании. Переизбрание запрещалось. Эфоры могли даже сместить царя, созвать народное собрание, да и вообще, руководить почти всеми областями жизни Спарты.
Девять тысяч спартанских семей были землевладельцами с равными участками. Но они не обрабатывали свою землю и не занимались ремеслами – всякий труд был под запретом. Для возделывания земли они использовали труд илотов (население захваченных земель, обращенное в рабов). Ремеслами занимались периэки – свободные жители не считавшиеся, однако, полноправными гражданами. Ну а вся жизнь спартанцев была подготовкой к войне. С этой же целью их с малого возраста приучали кратко и емко излагать свои мысли, что впоследствии получило определение "лаконичность". Этот термин образован по названию Лаконии — региона в котором располагалась Спарта.
Примеры лаконичности спартанцев
Спартанец пришел послом к македонскому царю. "Ты — один?" — удивился царь, привыкший к пышным и многолюдным посольствам. "К одному", — ответил спартанец.
Еще один легендарный пример лаконичности и характера спартанцев, точно приведенный в фильме "300 спартанцев":
Царь Леонид получивший перед сражением при Фермопилах от своих многочисленных врагов предложение сложить оружие в обмен на жизнь ответил: "Придите и возьмите".
Общество равных
В Спарте были запрещены золотые или серебряные монеты вместо которых в ходу были крайне неудобные и тяжелые железные деньги. На них можно было купить только то, что производилось в самой Спарте. Жилье и условия были равны для всех, привилегий не существовало ни в одежде, ни в еде. Более того, законом предписывался даже цвет одежды и полнота граждан. Так все юноши не достигшие двадцати лет, каждые десять дней должны были являться эфорам. И если у них замечали следы рыхлости, то били их палками, так как их вид позорит Спарту.
Однажды в Спарту прибыл посол, разодетый в пышные одежды и с окрашенными (чтобы скрыть седину) волосами. Когда посол собирался обратиться к спартанцам, один из них заявил:
"Что верного может сказать этот человек, если у него обман не только в сердце, но и на голове?".
Обедать спартанцы должны были совместно. При этом не стоит представлять себе дружественное пиршество. Еда была питательной, но невкусной и одинаковой для всех. Известно, что греки считали популярную у спартанцев "черную похлебку" состоящую из свинины, крови, чечевицы, уксуса и соли отвратительной на вкус. Спартанцы же очень гордились этой похлебкой.
Согласно легенде, однажды персидский царь заставил пленного спартанца сварить ему такую похлебку, а попробовав ее сказал: "Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда".
Жить так, как вздумается, в Спарте было невозможно. С рождения и до смерти жизнь спартанца была подчинена строгим обычаям и порядкам. При этом в спортивных состязаниях спартанцам участвовать запрещалось:
"Спарте нужны не атлеты, а воины".
Все устройство жизни даже в мирное время напоминало военный лагерь. Это была вынужденная мера, ведь илоты были многочисленны и, как любой завоеванный народ, негативно настроены к своим завоевателям, к тому же многократно превосходили спартанцев числом. Итак, постоянная готовность силой подавить восстание илотов была необходима, чтобы удерживать власть.
Кстати, илоты, хоть и полагались каждой спартанской семье, по сути, являлись государственными, а не "частными" рабами. Спартанец не мог по своей прихоти убить или продать служащего его семье илота, так как не был его собственником. Право распоряжаться илотами оставалось за государством.
О том, как же спартанцы относились к женщинам, заключали браки, воспитывали детей и воевали, в следующей части статьи:
Как спартанцы женились, воспитывали детей и воевали. Часть 2.
Благодарю за прочтение!
Лайки и подписка очень важны для канала!