Когда люди упоминают в разговорах милое, но довольно немодное словосочетание "кисейная барышня", в голове возникает вовсе не образ воздушной зефирно-кружевной девушки из классической литературы, которая при виде маленького мышонка пугается так, будто бы волк с медведем подошли к ней вплотную и человеческим голосом пообещали ею же и позавтракать.
Нет, я сразу вспоминаю "немного других кисейных барышень", помладше и "покисейнее". Такие мне иногда встречаются в любимом спецучреждении для детей с ОВЗ, где я работаю уже довольно продолжительный срок (ха, срок, вот уж точно, не в бровь, а в глаз). Маленькие такие девочки, очаровательные, но, как говорят почти все коллеги, абсолютно беспомощные и ленивые.
Ну что же, частично согласна
Ведь не все детки у нас совсем тяжелые, не способные ввиду сильных нарушений даже маленький кубик поставить на большой. Есть и более "продвинутые", которые понимают обращенную речь, имеют хотя бы 6-8 слов в активном словаре, даже ручками что-то делают (например, они вполне в состоянии нанизывать на шнурок бусины размером с ягоды черешни).
Могут, но, видимо, не хотят
Скучно им, на занятиях-то телефона нет! Или просто привыкли, что за них, таких нежных и воздушных, дома всё делают другие. А если не сделают - можно же очередной "сюрпризик-капризик" выдать, хныкнуть, кукольную слезу пустить или запищать котенком... и всё!
Прибежит мама или бабушка, которой больно будет слушать жалобный голосочек. И тогда, как говорила моя любимая "мульгероиня" Дюдюка Барбидокская - "всё равно, всё будет по-моему". И победа присуждается... кому? Правильно: маленькой кисейной манипуляторше.
Алина
Вот она, наша воспитанница, типичная представительница тех очаровательных куколок, о которых я только что говорила. Маленькая, 3 года, носик пуговкой, губки - ягодки. Тоненькая, легонькая, как будто из бумаги.
На занятиях - ну ни-че-го-шень-ки не делает, от слова совсем. А воспитатели и няни - просто умиляются Алиночкой, ничего не заставляя делать и не требуя никаких результатов.
Все равно ведь - не добьются!
Коллеги давно привыкли, что Алина делает только то, что ей нравится. Но! Она делает это хорошо, досконально, не оставляя дело на полдороге. Например, если она в игровой комнате подошла к полке с куклами и раздела одну, то не успокоится, пока со всех кукол платья не снимет. Эх, только вот одеть кукол обратно - "нетушки". Это же уже совсем другая деятельность, она Алине нашей - неинтересна. Попробовала бы воспитательница попросить надеть на куколку платье - о, Алина обидится, слезы прольются градом, мама прибежит утешать! Ну да ладно, мама и оденет кукол, это же так просто!
Но как быть с занятиями?
Да-да, у ребенка-то в программе есть кружковые творческие занятия, которые веду я и еще несколько коллег. Ну и что, что к занятиям девочка не приучена, вот и приучайте, товарищи педагоги!
И вот... пришла Алина ко мне на занятие. Точнее, мамочка привела. Посадила ее за стол и тихонько вышла. Чуть только закрылась за мамой дверь - иииииии! Да, это писк такой раздался и Алинкиных уст! Высокий-высокий, немного сипленький, долгий-предолгий!
Алиночка - вскочила из-за стола, глаза руками закрыла, губки вывернула полумесяцем рожками вниз. Ох, как же я не люблю такие моменты! Пусть я буду в чьих-то глазах не педагогом, а недоразумением, но не умею, НЕ УМЕЮ я "заласкивать-засюсюкивать" ребенка, с которым близко не знакома! Да и должна ли? А другого языка - Алина не понимает, не привыкла.
Теряюсь поначалу... Я-то - тоже не привыкла. С воспитанниками - таких случаев не было. А собственный сын - никогда подобных "концертов" не устраивал.
О, как там наш психолог говорил? Отвлечь-переключить? На что? На занятие, с которым девочка не знакома, и, соответственно, может разнервничаться еще больше? Ноу-ноу!
Пытаюсь...
Как там коллеги деток заманивают? "Ой, смотри, что тут у меня есть, мммм, пойдем поиграем, тебе понравится!"
Ну а что, они и говорят "поиграем", а не "позанимаемся". Но в реале-то придется заниматься, а не играть! Ну, это если мама действительно хочет каких-то результатов, а не просто сплавить ребенка любой тете, дабы полчасика отдохнуть.
Заниматься? Ага, щщаз!
И бежит Алина к полке, хватает мозаику, которая годами там лежала и никого не смущала! Конечно - далеко не в тему занятия, но... ладно уж, если тема урока "Колобок", можно его и из мозаики построить. Ведь Алинка - не совсем уж "эдакая", мозаику не ест. Построим с ней вместе колобка, ну или хотя бы какую-нибудь фигурку.
Показала ей, как пользоваться мозаикой, как вставлять "шурупчики в пазики". А Алина - отбирает и мешает их в корзинке карандашом, типа кашу варит. Ну, в общем, играет в повара, а сама мозаика по прямому назначению - ей "не заходит". Пусть играет дальше? Эхе, а как же пресловутое "чему-то за урок научиться"?
В общем, забираю у Алины карандаш, снова повторяю, как надо, и прошу ее саму взять один шурупчик и вставить в паз.
И тут - снова тот же протяжный свист!
Иииииии! Обиженный, сиплый, но почему-то громкий-громкий! Опять - прикрытое лицо, рот-полумесяц... и мама, вбегающая в кабинет:
- "Вы, наверное, что-то грубое ей сказали да? А вы как с ней обращались, расскажите?"
- "Я со ВСЕМИ ребятами обращаюсь одинаково вежливо", - отвечаю как можно мягче.
- "А разве не видно, что моя дочь - не ВСЕ? Вы бы сначала ее обняли, погладили, а потом уж и задачки свои давали! А так - вы ее только расстроили"
Короче, не стала я с человеком спорить. Бесполезно. Не хотите заниматься по правилам - будем и дальше "кашу варить" из мозаики. Только тогда результатов не ждите. А если нужны результаты - ждите снова "ииииии!" Замкнутый круг. Выбирайте. И - да, лично мое мнение... не должен ребенок приучаться ластиться и обниматься с чужими тетями, никак!
Уважаемые читатели, если я в чем-то не права, прошу написать об этом в комментариях, только, пожалуйста, без оскорблений.
Всем - добра и света. Буду рада Вашим визитам, добрым лайкам и новым подпискам на КАНАЛ
#учителяидети #особенныйребенок #учителяиродители #педагогика #воспитаниеребенка