Расскажу историю... Однажды мы делали большой концерт с рак-группой. Он прошёл в самом большом зале города с самой лучшей в городе аппаратурой. И, что интересно, не смотря, что на сцене нас было 20 (!) человек, которые этим составом собрались все вместе только на саунд-чеке, прошло всё феерично. И спев самую последнюю песню, нам показалось мало. Был, вроде, бис небольшой, можно было отлынить идти уже накатить на радостях, как мы с моим товарищем, соавтором и солидером круппы, решили спеть на два голоса и на две гитары романс на стихи Лермонтова "Выхожу один я на дорогу". Кто б мог подумать, что в нём не три аккорда, а гораздо больше, но сыграли на трёх, чем сорвали, в общем-то, красивую жирную точку концерта, которая была в предыдущей, запланированной последней песней. Многие музыканты не постеснялись сказать: "Блин, нафига?!"
Это я к тому, что неправильная, упрощённая гармония может загубить самую красивую мелодию. Поэтому давайте разбираться, как не напортачить на этом ответственном этапе создания песни.
Почему я сразу сказал, что пока не выкристаллизуется мелодия, аккомпанемент подключать нельзя?.. Всё очень просто. Неустоявшаяся мелодия под воздействием неточной гармонии может нивелироваться, т.е. упрощаться, подстраиваться под гармонию, а значит терять свою оригинальность и точность. Когда же мелодия хорошо улеглась в голове, её нужно спокойно, не торопясь пропевать с инструментом и подбирать точные аккорды. Вероятность того, что для вашей мелодии не найдётся какого-то подходящего аккорда, ничтожна мала. Но для того, чтоб не ошибиться, нужно владеть определёнными знаниями гармонии и, что немаловажно, музыкальной формы, потому что закономерности гармонические и формообразующие тесно завязаны друг за друга.
Конечно, в рамках этой статьи нереально дать курс гармонии, даже очень краткий, но кое-какие наводящие советы можно попробовать сформулировать. Если мелодия всё же укладывается в традиционные гармонические обороты без проблем, то это здорово. Если же ваш арсенал бедноват, то можно попробовать следующие приёмы.
1. Возможно, потребуется отклонение, т.е. временный переход в другую тональность с возвращением в исходную. Самый распространённый вариант отклонения - отклонение в параллельную тональность или в тональность субдоминанты. Этот приём стоит изучить, он очень распространён и вполне традиционен, нужно просто знать о нём.
2. Возможно возникнет необходимость использовать такие аккорды, как гармоническую субдоминанту в мажоре, двойную доминанту, как в мажоре, так и в миноре, возможно понадобится т.н. "фригиский" септаккорд, а также применить натуральную (минорную) доминанту в миноре.
3. Очень часто встречаются обороты, в которых безальтернативны уменьшённые септаккорды *dim.
4. Иногда мелодия попадает на неаккордовый звук, хотя по всем правилам просится традиционный аккорд. В этом случае, возможно, потребуется этот аккорд альтерировать, т.е. повышать или понижать в нём тот или иной звук.
Конечно, эти темы нужно изучать и, в частности, я планирую освещать их в своих публикациях.
Какой ошибки при гармонизации следует избегать. Бывает так, что вы не можете найти правильный аккорд и тогда ищется какой-то аккорд, в который входит звук мелодии, который вам никак не удаётся гармонизовать традиционными способами. Увы, это не работает, разве что случайно, используя этот приём, вы попадёте на правильный аккорд путём, как говорится, "научного тыка" Но чаще всего этот путь будет тупиковым, т.к. совпадение звука с аккордом не гарантирует, что этот аккорд есть часть тональности, в которой звучит ваша песня.
Но, я так понимаю, что любая возникшая проблема с подбором правильной гармонии, может решиться ещё и при "помощи зала" или "звонка другу".
Но если вопрос гармонизации вами в целом решён, то можно переходить структуре песни, о чём мы поговорим в следующей главе.
#написать песню
#гармония
#гармонизация
#композиция
#авторская песня