«Вот она, культура ваша, -
И убога и смешна…
Вроде лица стали краше,
Но пустеет голова.
Вроде джинсы стали ярче,
Но на сердце холодней.
Снова вязнет в неудаче
Мир талантливых людей.
Нет для личности культурной
Хуже участи такой,
Чем тонуть в мечтах глазурных,
В свете лжи очередной.
Нет для падшего поэта
Шанса пасть ещё сильней,
Чем, не видя тьмы и света,
Коротать минуты дней…»
Эта статья является продолжением моей предыдущей работы под названием «Великая электронизация музыки. Или как творение победило творца», поэтому если вы ещё не читали её, - скорее читайте. В ней мы говорили о технической, коммерческой и материальной деградации музыки через её упрощение. Сегодня же речь пойдёт о духовной сфере жизни общества. А точнее, о том, как она изменилась за последнее время.
Под духовной сферой принято понимать совокупность моральных норм, ценностей, обычаев, устоев, тенденций и порядков в обществе. Говоря же простым языком – это наша музыка, танец, стихи, кино, религия, эстетические предпочтения и так далее. В данном случае мы не будем разбирать тенденции всей духовной сферы, а только возьмём условный временной интервал – последние два десятилетия.
Для начала давайте определимся, что в музыкальной, экономической, фильмографической сфере является основным посылом «счастливого человека»? Как правило, под счастливым человеком понимают гражданина, обладающего свободным временем, финансовой независимостью, семейным достатком, человека с крупным имуществом. Его образ: внешний вид, походка, манера разговора, отношение к окружающим и т. д. – есть показатель его жизни. Какая же главная мысль просматривается во всех современных тенденциях и направлениях? Не трудно догадаться. «Деньги – это всё!», «Имеешь деньги – имеешь счастье!», «Чем больше денег, тем лучше жизнь!». Такие ложные мысли постоянно транслируются в песнях, клипах, фильмах, рекламе и многом другом, что нас окружает в СМИ. Отсюда вытекает следующая мысль. Звучит она примерно так: «Имеешь деньги – тебе всё дозволено». И действительно, с этим поспорить сложно. К чему же призывают нас Элдежй и Моргештрен, гордо и безнаказанно гоняющие по Москве на своём «новом Кадиллаке», и грубо нарушающие все известные правила дорожного движения? «Делать деньги, делать деньги…» - призывает нас репер Моргенштерн. А, если ты можешь это сделать, значит, у тебя есть возможность стать богатым в довольно короткий срок? «Посмотри, изнутри, Два мульта, на мне часы, Три на шее, семь под жопой, Мне чуть больше двадцати» - эта мысль становится тем зерном, которое вырастает в сознании современного человека с невиданной скоростью и кардинально изменяет важнейшие человеческие качества в головах подрастающего поколения. Основной удар наносится именно по детям и подросткам – они самые беззащитные среди всех групп населения. В их несформировавшийся мозг можно с легкостью вбить «железобетонный кол капитализма» с целью использования их в качестве одного из способов заработка. Речь сейчас идёт вовсе не о каких-то мифических «теориях заговора» и не о «сильных мира сего». Речь идёт о целенаправленном коммерческом внедрении капитала в духовную сферу, а точнее, в конкретную её часть. В этой статье я никого ни в чём не смею и не желаю обвинять. Каждый из нас хочет получить прибыль для продолжения своего существования, и осуждать это желание мы не имеем права. Но, среди прочего, есть разные способы достижения этой цели – хорошие и плохие.
Давайте выясним, как же всё-таки изменилось восприятие главных человеческих чувств за последние двадцать лет. Для этого обратимся к современной музыкальной индустрии. Начнем, пожалуй, с самого простого – отношений между окружающими. Чувство сострадания к окружающим заменила мысль «каждый сам за себя». Теперь, если ты попросишь помощи постороннего молодого человека, в его глазах можно встретить непонимание, по типу вопросов: «А причём тут я?» или «Это не мои проблемы». Так часто бывает, когда ты хочешь попросить кого-то незнакомого помочь показать тебе дорогу до какого-либо места, познакомиться с интересным тебе человеком, или просто поговорить с ним. Даже от одноклассника порой трудно добиться привычки ждать тебя после окончания урока, несмотря на то, что ты общаешься с ним уж очень много лет и часто помогаешь ему. Отсюда вытекает следующая тема – это дружба. Встретить настоящего друга крайне редко, тем более в то время, когда зависть, тщеславие, гордость, боязнь пойти на уступку перед другими людьми и многое другое не даёт прямо и честно выражать свои чувства. Что же можно сказать про любовь? Её уничтожили два фактора. Первый я упомянул выше. Это деньги. Т. к. они привлекают людей больше всего на свете, другие люди, любящие их, готовы страдать и стремиться к тому, чтобы разбогатеть. Лучше всего это описывает SLAVA MARLOW: «Слушай, я дам все что захочешь, Слушай, и может даже больше, Суммы, проси любые суммы, Любишь, надеюсь, меня любишь...». А что же происходит тогда, когда этот человек не добивается того, что хочет? На это у молодого репера есть свой ответ: «Снова я напиваюсь, снова говорю пока, Мы не совместимы, у меня пустой карман. Снова я напиваюсь, снова говорю пока, Мы с тобой не будем никогда, никогда, никогда…». Второй фактор хотелось бы разобрать отдельно.
Втором фактором я называю непосредственно искажение сущности человека через предписание так называемых «моральных клеймо». Как ни странно, именно с помощью него внутри человека можно «сломать» прежние понятия любви и дружбы и превратить их в нечто смешанное. Как же всё это работает? Обратимся к песне Алёны Швец. Сначала человеку указывают на его отличие от окружающих: «Он учился с тобой в одном классе, Любил рисовать, не любил одноклассников, И на портфеле прицеплен значок, Ждёт в коридоре звонок на урок». Затем нужно вынести этого человека в отдельную категорию людей и доказать ему то, что он другой: «Ведь мальчики не плачут!». Эта ложь становится поводом для внесения себя в отдельную категорию, отдельную и не признаваемую обществом: «Весь истоптан радужный свитер, А вслед прокричат ему "ботан" и "пидор". Верхний этаж, запирается в ванной: "Мама и папа, простите я странный"». Всё. Этого более чем достаточно, чтобы размыть грани приличия и традиционного естественного определения человека. Результат даёт о себе знать сразу же: «Влюбился, не было ни ночи где не снился Тот кудрявый парень, что глумился». Именно эта идея не даёт человеку выражать свои естественные чувства, потому что они могут задеть тех, кто думает по-другому. К счастью, большинство людей в нашей стране не принимают такого развращения и считают его неправильным, притесняя его развитие. Понимание того, что всё это нормально, разрушает сознание человека и его чувства. Как же тогда объяснить товарищество, напарничество, дружескую конкуренцию? Будет ли в таком «толерантном» мире место бабушкам, дедушкам, внучкам и племянникам? Мне почему-то в это не верится. Любовь умудрилась превратиться в похоть, разврат, чисто физическую привязанность к человеку, причём на достаточно короткий срок.
Что уж там говорить про высмеивание учёбы, образования, приличия? Учиться сейчас стало «не круто», а вот деградировать – очень даже «в тренде». Вместе с тем пропало и чувство ответственности за свои поступки перед будущими поколениями. Для чего такие песенки, клипы и фильмы учат нас имитировать чувства и заменять настоящие эмоции на шаблоны нового времени? Ответ очевиден – ради прибыли. Сколько денег вливается в пропаганду этой идеологии известно одному Богу. Да и его уже давно стали приравнивать к чему-то совершенно выдуманному и неинтересному, всё больше переставая вести правильный образ жизни.
Гибель русского языка, в тех же текстах песен, происходит по двум причинам. Во-первых, чрезмерное употребление нецензурной лексики, как способ подбора рифмы в «панской уличной музыке» приводит к уменьшению словарного запаса. Умение выступать на реп – батлах – не показатель знаний в области русского языка, поскольку такие батлы состоят, как правило, из довольно простых и заранее заученных в памяти речевых конструкций. Во-вторых, использование в крупной медиа–среде иностранных заимствованных слов. Например, «чекать», «свайпать», «кликать», «слэмиться», и других. А как вам такие слова, как «рофл», «лол», «изи», «зашквар». Это были существительные. Ещё есть прилагательные, такие, как «сасный», «зачётный», «ништячный», и другие. Недавно я придумал неплохое слово – «хавальник». Разбор: хавальник – существительное, мужского рода, единственного числа, образованно от глагола «хавать»… Мы не говорим уже о сокращениях в письменной речи, по типу «нт», «пж», «спс», «хор», «нрав», «пон», «лан», «нзч», и так далее.
Стоит так же затронуть тему «социального равенства» и «абсолютной свободы человека» в нашем нынешнем времени. Именно к ней призывают нас песенки «Кис-кис», «FACE», «Хаски», сторонник Нового Мирового порядка «Оксимирон», и другие. Но, та ли это свобода, которая по-настоящему нужна человеку? Вот, что ещё более десяти лет назад пела о ней рок-певица Мара. В своей песне «Почувствуй разницу» она говорит: «Разрушать очень просто, А владеть этой практикой может любой. Возбуждением острым Хищники отличаются от святых. Ты боишься вопросов, Ты не веришь тому, кто рядом с тобой. Ослепляющее – звёздно Пустота привлекает таких же пустых». Текст песни говорит сам за себя – индивиды «серой массы» удовлетворяют свои потребности за счёт апатии и отсутствия цели в жизни. В припеве певица высмеивает толпу: «Почувствуй разницу между нами, почувствуй разницу». Второй куплет дополняет первый и открывает нам вид на суть проблемы изнутри: «Ориентиры размыты, Такая мягкая жизнь, Такая мягкая жизнь. Ни одной своей мысли. И зачем они, если так много чужих». Мара не просто показывает наши пороки, она обращает внимание на наши уязвимости. Отталкиваясь от этого мы делаем ещё один вывод – знания – сила, толпа не любит инакомыслящих, поскольку они моментально разрушат её.
Таким образом, можно сказать, что за последние двадцать лет духовная сфера человека претерпевает не очень положительные тенденции, ведущие к минимализму нашей речи, манер, чувств и нравственности. Вышеприведённые факты соответствуют тем доводам, которые я использую, и тем доказательствам, которые я привожу в конечном итоге. Говоря о духовной сфере, мы упомянули лишь о малой части того, что с ней происходит в настоящее время. На мой взгляд, такие коренные перестройки и изменения основываются на правилах: «нельзя построить новое, не уничтожив старое». Такой подход имеет под собой довольно неустойчивую и неблагонадёжную философскую основу. Ведь без сохранения основ и традиций, наша духовность, так же, как и культура, станет совершенно бессмысленна. В таком случае, она будет не только противоречить исконному фундаменту русского человека, но и будет искажать нашу действительность. Надеюсь, вам было интересно обратить внимание на серьёзные вещи, о которых мы говорили. Последнее же слово остаётся за теми людьми, кто думает и осознает нынешнее положение дел, и, учитывая возможные последствия, всегда отдаёт себе отчёт в том, что делает.