Найти в Дзене

ФИЛЬМ "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ"

Оглавление

(Det sjunde inseglet, 1956)

19 июня 2017 года РОБЕРТ ВИЛЛЭН написал рецензию на фильм «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»,
которую Ваш покорный слуга воспроизводит, практически, дословно, без купюр.

Режиссер Ингмар БЕРГМАН

Сценарий Ингмар БЕРГМАН

В главных ролях:

Макс фон СЮДОВ

Биби АНДЕРССОН

В ролях:

Гуннар Бьёрнстранд

Нильс Поппе

Бенгт Экерут

Эрик Страндмарк

Инга Гилль

Оке Фриделль

Гуннель Линдблум

Бертиль Андерберг

Мод Ханссон

Инга Ландгре

Этот фильм был первым фильмом БЕРГМАНА, который я посмотрел в своей жизни (на ретроспективе на канале "КУЛЬТУРА" - следом шли "ПЕРСОНА"
и
"ОСЕННЯЯ СОНАТА»).

Поначалу я не очень им проникся, поразившись гениальности "ПЕРСОНЫ", но со временем именно "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ" стала для меня самым дорогим, самым личным фильмом Бергмана.

Этот гениальный автор был совершенно прав, как - то заметив, что "Седьмая печать" - это единственный фильм,
который будет близок каждому,
ибо всем нам придётся
встретиться со смертью.

Бергман в предельно лаконичном, отточенном до совершенства фильме задаёт самые глобальные вопросы и не даёт ответов, предлагая зрителю думать самому.

Есть ли в жизни смысл, который не уничтожается смертью?

Для чего живёт человек в этом мире?

И как смириться с тем, что существует смерть?

"Если бы Бог существовал, как бы вынес я, что я не Бог?" - писал Ницше.

"СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ" лишь формально разворачивается в декорациях средневековья.

Подставьте любое другое время - ничего не изменится.

Но надолго впечатлительный зритель, способный сопереживать не только бандитам из "БУМЕРА" или "БРИГАДЫ" (вот он - герой нашего времени!), запомнит глубинное отчаяние рыцаря Антония БЛОКА, благородного воина, ушедшего от семьи сражаться за веру.

Десять лет он смотрел в глаза смерти, уже сколько раз мысленно умирал в каждом сражении - и ради чего?

Разве достоин его смерти святой град ИЕРУСАЛИМ, где нужно защитить от мусульман гроб ГОСПОДЕНЬ?

И есть ли он вообще - БОГ?

Антоний Блок внутренне умер (позднее мотив смерти при жизни проявится в другом важнейшем фильме Бергмана "Земляничная поляна"),
но слабый росток жизни ещё теплится в нём.

И он хочет знать не о себе - про себя он давно решил, а о всём человечестве - зачем каждый человек живёт на свете, где повсюду глад, мор и скрежет зубов.

Гениальным прозрением Бергман сводит своего героя с самой смертью (фу - фу, позор Брэду Питту - Бенгт Экерот - истинная смерть!).

Он готов умереть и желает этого, но перед смертью он хочет понять, зачем человек живёт.

Отсрочка, данная смертью - один день.

День как целая вечность.

И игра в шахматы, три кона.

Проиграет Блок - заберёт его смерть, выиграет - нет.

А шахматы - это как зеркальное отражение всей конструкции фильма.

Как на шахматной доске есть чёрные и белые клетки, так и в "Седьмой печати" Бергман сталкивает противоположные вещи.

ВЕРА И БЕЗВЕРИЕ,
ЖЕЛАНИЕ СМЕРТИ И ЖАЖДА ЖИЗНИ, ЖЕСТОКОСТЬ И ЛЮБОВЬ.

Поначалу они играют на фоне воды и поля, как будто то есть ставка на кон,
но в третьем раунде на кону уже семья бродячих актёров,
с которой волею судьбы Блока свела жизнь.

ВЕРА - это такая мука.

Всё равно, что любить того, кто скрыт во мраке и не являет лица, как ни кричи.

Но сейчас это вдруг стало не важным.

Это потеряло всякий смысл...

Я запомню этот момент, этот покой, безмятежность, чашу молока, спящего Микаэля, Ёфа с лютней, ваши лица в вечернем сумраке.

Я буду нести это воспоминание так бережно, словно в моих руках чаша, до краёв наполненная парным молоком.

Это будет моим знаменем и источником радости.

Видя их любовь и привязанность друг к другу
(а зовут их Иосиф и Мария -
ну как святое семейство),
Антоний Блок понимает,
как многого он лишился, десять лет охраняя Иерусалим от сарацинов.

Истинная святость ВНУТРИ человека,
а не где - то ВОВНЕ.

СЕМЬЯ КУДА ВАЖНЕЕ ВСЕХ РЕЛИГИЙ МИРА.

А ЛЮБОВЬ - ЭТО ТО, ЧТО ОСВЕЩАЕТ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДИ МРАКА ЖИЗНИ.

ДО САМОЙ СМЕРТИ.

Бергман уже в "Седьмой печати" доказывает евангельскую мысль, ЧТО БОГ - ЭТО ЛЮБОВЬ.

Поиск Бога вне себя
приводит к пустоте и отчаянию.

А любовь к фантомам, созданным людьми,
является лишь жалкой тенью единственно священной любви -
любви к человеку.

Не случайно также, что младенец Микаэль,
которого так любят родители, сопоставляется с самим Иисусом, хотя только начинает жить.

Жизнь - поистине
священный дар природы, и его не уничтожить смерти.

Ибо жизнь, как ФЕНИКС, всегда рождается вновь.

Антоний Блок не нашёл подтверждения существования БОГА,
но зато он обрёл гораздо большее.

Смысл жизни в самопожертвовании.

Видя, что проигрывает, смерть стала интересоваться спутниками рыцаря, в том числе, и семьёй актёров.

Выиграет он - погибнут они.

"НИКТО НЕ УМРЁТ ВМЕСТО МЕНЯ" - категорический императив философов - экзистенциалистов.

Блок поддался смерти и проиграл, но "а я и не заметил".

Партия со смертью вдруг стала неважной.

Он исполнил свой долг воина и человека, отдав свою жизнь, чтобы жили другие.

Финальная сцена фильма
происходит в замке Блока, где он, наконец, встречается со своей женой, которая ждала его десять лет.

Только он изменился, и уже не тот, кого она любила.

МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ.

НО ЛИШЬ ПОКА ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!

Но стоит ей уйти - и вот уже смерть
в образе клоуна стучится в дверь, чтобы, исполнив танец смерти, увести процессию в страну теней.

И НЕ ТАК УЖ ВАЖНО, ЕСТЬ ЛИ БОГ.

ГЛАВНОЕ, ЧТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!

АНДРЕЙ СУРНИН (АНДРИАН)