19 июня 2017 года РОБЕРТ ВИЛЛЭН написал рецензию на фильм «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ», которую Ваш покорный слуга воспроизводит, практически, дословно, без купюр.
Режиссер Ингмар БЕРГМАН
Сценарий Ингмар БЕРГМАН
В главных ролях:
Макс фон СЮДОВ
Биби АНДЕРССОН
В ролях:
Гуннар Бьёрнстранд
Нильс Поппе
Бенгт Экерут
Эрик Страндмарк
Инга Гилль
Оке Фриделль
Гуннель Линдблум
Бертиль Андерберг
Мод Ханссон
Инга Ландгре
Этот фильм был первым фильмом БЕРГМАНА, который я посмотрел в своей жизни (на ретроспективе на канале "КУЛЬТУРА" - следом шли "ПЕРСОНА" и "ОСЕННЯЯ СОНАТА»).
Поначалу я не очень им проникся, поразившись гениальности "ПЕРСОНЫ", но со временем именно "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ" стала для меня самым дорогим, самым личным фильмом Бергмана.
Этот гениальный автор был совершенно прав, как - то заметив, что "Седьмая печать" - это единственный фильм, который будет близок каждому, ибо всем нам придётся встретиться со смертью.
Бергман в предельно лаконичном, отточенном до совершенства фильме задаёт самые глобальные вопросы и не даёт ответов, предлагая зрителю думать самому.
Есть ли в жизни смысл, который не уничтожается смертью?
Для чего живёт человек в этом мире?
И как смириться с тем, что существует смерть?
"Если бы Бог существовал, как бы вынес я, что я не Бог?" - писал Ницше.
"СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ" лишь формально разворачивается в декорациях средневековья.
Подставьте любое другое время - ничего не изменится.
Но надолго впечатлительный зритель, способный сопереживать не только бандитам из "БУМЕРА" или "БРИГАДЫ" (вот он - герой нашего времени!), запомнит глубинное отчаяние рыцаря Антония БЛОКА, благородного воина, ушедшего от семьи сражаться за веру.
Десять лет он смотрел в глаза смерти, уже сколько раз мысленно умирал в каждом сражении - и ради чего?
Разве достоин его смерти святой град ИЕРУСАЛИМ, где нужно защитить от мусульман гроб ГОСПОДЕНЬ?
И есть ли он вообще - БОГ?
Антоний Блок внутренне умер (позднее мотив смерти при жизни проявится в другом важнейшем фильме Бергмана "Земляничная поляна"), но слабый росток жизни ещё теплится в нём.
И он хочет знать не о себе - про себя он давно решил, а о всём человечестве - зачем каждый человек живёт на свете, где повсюду глад, мор и скрежет зубов.
Гениальным прозрением Бергман сводит своего героя с самой смертью (фу - фу, позор Брэду Питту - Бенгт Экерот - истинная смерть!).
Он готов умереть и желает этого, но перед смертью он хочет понять, зачем человек живёт.
Отсрочка, данная смертью - один день.
День как целая вечность.
И игра в шахматы, три кона.
Проиграет Блок - заберёт его смерть, выиграет - нет.
А шахматы - это как зеркальное отражение всей конструкции фильма.
Как на шахматной доске есть чёрные и белые клетки, так и в "Седьмой печати" Бергман сталкивает противоположные вещи.
ВЕРА И БЕЗВЕРИЕ, ЖЕЛАНИЕ СМЕРТИ И ЖАЖДА ЖИЗНИ, ЖЕСТОКОСТЬ И ЛЮБОВЬ.
Поначалу они играют на фоне воды и поля, как будто то есть ставка на кон, но в третьем раунде на кону уже семья бродячих актёров, с которой волею судьбы Блока свела жизнь.
ВЕРА - это такая мука.
Всё равно, что любить того, кто скрыт во мраке и не являет лица, как ни кричи.
Но сейчас это вдруг стало не важным.
Это потеряло всякий смысл...
Я запомню этот момент, этот покой, безмятежность, чашу молока, спящего Микаэля, Ёфа с лютней, ваши лица в вечернем сумраке.
Я буду нести это воспоминание так бережно, словно в моих руках чаша, до краёв наполненная парным молоком.
Это будет моим знаменем и источником радости.
Видя их любовь и привязанность друг к другу (а зовут их Иосиф и Мария - ну как святое семейство), Антоний Блок понимает, как многого он лишился, десять лет охраняя Иерусалим от сарацинов.
Истинная святость ВНУТРИ человека, а не где - то ВОВНЕ.
СЕМЬЯ КУДА ВАЖНЕЕ ВСЕХ РЕЛИГИЙ МИРА.
А ЛЮБОВЬ - ЭТО ТО, ЧТО ОСВЕЩАЕТ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДИ МРАКА ЖИЗНИ.
ДО САМОЙ СМЕРТИ.
Бергман уже в "Седьмой печати" доказывает евангельскую мысль, ЧТО БОГ - ЭТО ЛЮБОВЬ.
Поиск Бога вне себя приводит к пустоте и отчаянию.
А любовь к фантомам, созданным людьми, является лишь жалкой тенью единственно священной любви - любви к человеку.
Не случайно также, что младенец Микаэль, которого так любят родители, сопоставляется с самим Иисусом, хотя только начинает жить.
Жизнь - поистине священный дар природы, и его не уничтожить смерти.
Ибо жизнь, как ФЕНИКС, всегда рождается вновь.
Антоний Блок не нашёл подтверждения существования БОГА, но зато он обрёл гораздо большее.
Смысл жизни в самопожертвовании.
Видя, что проигрывает, смерть стала интересоваться спутниками рыцаря, в том числе, и семьёй актёров.
Выиграет он - погибнут они.
"НИКТО НЕ УМРЁТ ВМЕСТО МЕНЯ" - категорический императив философов - экзистенциалистов.
Блок поддался смерти и проиграл, но "а я и не заметил".
Партия со смертью вдруг стала неважной.
Он исполнил свой долг воина и человека, отдав свою жизнь, чтобы жили другие.
Финальная сцена фильма происходит в замке Блока, где он, наконец, встречается со своей женой, которая ждала его десять лет.
Только он изменился, и уже не тот, кого она любила.
МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ.
НО ЛИШЬ ПОКА ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!
Но стоит ей уйти - и вот уже смерть в образе клоуна стучится в дверь, чтобы, исполнив танец смерти, увести процессию в страну теней.