Распространение устойчивости к антибиотикам создает новые угрозы. Исследователи представили в журнале Американского химического общества метод, который позволяет преодолеть защитные механизмы сибирской язвы и дать иммунитету возможность бороться с инфекцией.
Bacillus anthracis — это тип бактерий, которые могут привести к заражению сибирской язвой в результате воздействия ее спор при проглатывании, вдыхании или порезе на коже. Инфекция может привести к затрудненному дыханию, кожным язвам или даже смерти. Учеными разработаны антибиотики для лечения этой инфекции, но со временем у бактерий возникает устойчивость к ним.
В своей работе ученые исследовали штаммом Эймса. Это особо вирулентный вариант Bacillus anthracis. Его секрет скрывается в оболочке из поли-D-глутаминовой кислоты, которая действует как плащ-невидимка, помогая бактериям уклоняться от иммунной системы человека. Защитная оболочка крепится к бактериям при помощи фермента CapD.
Ферменты разрышают защитную оболочку, открывая нейтрофилам путь к бактериям. Изображение: Khushie Matharoo et al., ACS Publications
Исследователи обнаружили, что дополнительное введение этого фермента не увеличивает, а, напротив, ослабляет защиту. Ученые реконструировали фермент, а чтобы он дольше сохранялся в организме, усилили его полиэтиленгликолем (ПЭГ). Введение мышам такого белка увеличивало выживаемость при заражении штаммом Эймса. Молекулы фермента пробивают бреши в защитной оболочке, открывая иммунитету доступ к бактериям.
Чтобы еще больше повысить эффективность терапии, исследователи модифицировали фермент, обогащенный ПЭГ, соединив его с мышиными антителами к сибирской язве. При тестировании на мышиной модели эта конструкция просуществовала дольше, чем предыдущая версия без слитого антитела, хотя и обладала меньшей активностью. Исследователи полагают, что подобные стратегии лечения можно разработать и для борьбы с другими устойчивыми к антибиотикам бактериями.
Читать далее:
Космический самолет доставит грузы на МКС и приземлится в обычном «аэропорту»
В ранней Вселенной нашли рой галактик, вращающихся вокруг одной гиперяркой
Физики объяснили «космическую нестыковку» Хокинга: как это изменит науку