«Забытый» (Forgotten). Великобритания, 1999, триллер, криминал
Мини-сериал производства ITV включает всего три серии по 55 минут. Но эти неполные три часа не слишком динамичного действия вмещают столько всего…
Осторожно: пропавшие девочки.
…Деревенский праздник урожая. Вся община вместе веселится. Девочки в длинных пышных белых платьицах и в цветочных венках. В центре их кружка — заводила Кэти, которая в разгар праздника уводит своих подружек в лес и… прячется. Девочки её ищут и не находят. Домой она к вечеру не вернулась. Полицейские с собаками, водолазы ищут пропавшую, но пока нашли только ее ингалятор — у Кэти астма.
Дениз Лонгдон, мать пропавшей девочки, переехала в деревню два года назад, после смерти мужа: думала, переезд пойдет им обеим на пользу, в том числе, конечно, здоровью девочки. И вот…
Из-за деревьев за поисками наблюдает какая-то женщина — и она примет самое активное участие в ближайших событиях.
…А у Бена и Натали Тёрнер в это же время — праздник: восьмая годовщина свадьбы. Гости — жители деревни и постояльцы гостиницы, которой владеют Бен и Нэт (а еще у Бена книжный магазинчик — всё это позволяет семье не то чтобы процветать, но и не бедствовать).
В разгар веселья («Словно ничего не случилось», — уязвляет один из гостей, друг семьи) в гостинице появляется та самая незнакомка из леса. Она представляется как Рэйчел Монро. Её комната не готова (Нэт, у которой постояльцев всего ничего, не помнит, что был забронирован один номер?) — и пока Натали предлагает гостье присоединиться к празднику, знакомит с его участниками. И со своим мужем. Бен с каким-то непонятным интересом смотрит на Рэйчел, а та роняет бокал…
На следующее утро Бен получает на адрес своего магазина пачку одинаковых писем. «Что ты сделал с её телом?» — крупно напечатано в каждом из них. Бен, похоже, отлично понимает, о чём речь, но пока ничего не предпринимает — он размышляет.
Это лишь начало. Семилетняя Эмили, дочка Бена и Нэт, — та, что всё время сельского праздника в самом начале сериала бежит за девчоночьей компанией, но отстает, ещё не добежав до леса, — теперь чем-то напугана и, возможно, что-то скрывает...
В ходе рутинного допроса выясняется, что Бен солгал полиции. Банальная супружеская измена или?.. Эта ложь делает его одним из подозреваемых. Позже выясняется, что поводов для подозрений в его адрес — гораздо больше.
В лесу тем временем находят скакалку Кэти, в реке — предположительно ее же цветочный венок…
«Иногда я думаю, что знаю о тебе все… И вдруг иногда мы словно совсем не знакомы», — говорит Натали своему мужу. И некоторое время спустя: «Просто расскажи мне, Бен… Всё это время я не знала тебя. — Ты единственная, кто меня знает. — …Вся жизнь — сплошная ложь».
…А Рэйчел проникает везде, видит всех; странно и неприятно, провокационно себя ведёт. Она всё ближе подбирается к Бену, к беременной Нэт, к Эмми; к матери пропавшей Кэти. Это особенно мерзко — что она окутывает заботой и сочувствием (только ли ложными?) самых уязвимых людей.
Довольно быстро выясняется, что Рэйчел (на самом деле Карла) обвиняет Бена (когда-то он звался Питером) в смерти своей маленькой дочери Энни.
«Я вас уничтожу. Вашу семью. Ваш дом. Ваш бизнес. Я сделаю вашу жизнь сущим адом».
Рэйчел продолжает свою пугающую игру, вовлекая в неё всех, кто может стать её орудием, и в какой-то момент признаётся, что делала «ужасные вещи». От предположений, что это за «вещи», становится жутко.
«Какое право ты имеешь на счастливую жизнь?!» — говорит она Бену.
Обвиняет Рэйчел-Карла и отставного главного суперинтенданта Алана Декстера — двадцать лет назад он расследовал исчезновение (смерть?) её дочери.
Соседи судачат: «Раньше не нужно было волноваться, когда ребенок решил поиграть на улице», — и избегают Бена («Нет дыма без огня»), советуют ему уехать. Постояльцы раньше срока съезжают из гостиницы. Подростки переходят к мелкому насилию и вандализму. Жена не верит в виновность Бена, но подозревает в интрижке. Бен всё терпит и почти не пытается объясниться. Зато снимает все деньги со своего счёта — хочет бежать? или откупиться?.. «Один раз я уже исчез. Могу исчезнуть ещё раз», — говорит он бывшему полицейскому.
А вообще виновен Бен (Питер) или нет? Если виновен, то в чем именно?
«Я не убивал. У меня жена и ребенок. На этот раз ты сломаешь жизнь не только мне», — говорит от Декстеру. И чисто по-читательски мстит ему: «В книге убийца — жокей-альбинос» (отставной полицейский для проформы купил у Бена какой-то потрепанный детективчик).
Из разговора Декстера и Рэйчел: «Возможно, он говорит правду… Ты бы не сомневалась, что после всего, что мы с ним сделали, он призна́ется. Мы все были уверены, что он виновен»…
И вдруг снова пропадает девочка — теперь это Эмми…
А на фоне всех этих событий обостряются давно назревшие и возникают новые семейные кризисы.
Отношения Бена и Рэйчел постоянно меняются: вот она намерена его разоблачить и сломать жизнь — не только ему, но и его семье; Бен всё отрицает; а вот они доверительно беседуют (Бен — единственный, с кем Рэйчел теперь может поговорить о своей Энни — муж и сын давно от Карлы отказались).
Бен и Декстер: «Не говорите, что пришли за моим прощением. — Конечно, нет. Я думаю, она вас подставила», — и да, официально Рэйчел тоже окажется подозреваемой.
Питер — Декстеру: «У вас привычка разрушать людям жизни».
Сюжет постоянно делает повороты, то на девяносто, то на сто восемьдесят, то еще на сколько-то градусов. Только начинаешь переваривать новые факты, предположения, оценивать нюансы поведения персонажей, складывать паззл с учётом новых фрагментов как снова что-то резко меняется. По всему фильму в неприметных местах развешаны этакие колокольчики: задень случайно шнурок — колокольчик и зазвенит: прислушайся, пойми, будь осторожен. Но нет. Люди склонны верить прежде всего себе: как они решили, так оно и есть. В общем, зрительский мозг постоянно находится в тонусе. И всё равно после просмотра остаётся ощущение, что — надули, в хорошем смысле, так и не рассказав подлинной истории.
…Финал. Титры. Казалось бы, зрителям уже всё показали и рассказали, по полочкам разложили, ярлычки надписали… Однако что же это было — там, на причале? Признание? Акт милосердия? И что же на самом деле произошло двадцать лет назад? И вновь терзают сомнения (а ведь уже они утихли) относительно невиновности главгероя. Не дают покоя финальные сцены: отъезд семьи Тёрнер и улыбка Бена; Рэйчел, которая наконец прощается с дочерью, — в этом сюжете-перевертыше и эти моменты могут означать вовсе не то, чем кажутся.
Стоит отметить, что двойственность центрального персонажа подчеркнута и визуальными приемами. Так, Бен практически всё время (кроме разве что похорон) ходит в мешковатых брюках и пуловерах, которые придают ему некоторую подростковую субтильность, угловатость, беззащитность. При этом лицо его — измученное, мрачное, растерянное, замкнутое — очень часто оказывается наполовину в глубокой тени, наполовину на ярком свету: чего в нем больше?
Об актёрах. Пол МакГанн отлично отыгрывает те самые несуразности, крохотные сбои в поведении Бена-Питера, те звоночки, которые ненавязчиво, но явственно звучат. И всю сложность отношений — с женой, с Рэйчел, с Декстером, с самим собой. Аманда Бёртон (Рэйчел-Карла, одержимая охотница за преступником) сумела внушить к своему персонажу много самых разных, порой взаимоисключающих, чувств — от омерзения до глубочайшей жалости. Как и Йен Хогг в роли Декстера — очень неоднозначен этот персонаж. Кэтрин Хауден (детектив старший инспектор полиции Пэрис) — ласковый удав с непритязательной внешностью, благожелательной улыбкой этакой всеобщей довольно молодой тётушки, который (удав) в конце концов вынет душу из любого. Зара Тёрнер в роли Натали Тёрнер очень убедительна, хотя это, в общем-то, вспомогательный, «страдательный» персонаж. А Кэрис Копп замечательно сыграла Эмми Тёрнер. И как обычно в британских сериалах, актёры даже в самых малых ролях сыграли достойно.
Спасибо всем, кто дочитал или хотя бы попытался :) Ставьте лайки, подписывайтесь, если было интересно.
#сериал #мини-сериал #британский #детектив #драма #триллер #криминал