Проблемы современной военной авиации.
Опыт последних военных конфликтов показал, что применение авиации возможно там, где нет плотной системы ПВО. Ситуация напоминает ту, что сложилась в первую мировую войну, когда средства обороны превосходили возможности наступающей стороны.
Низколетящие цели будут почти наверняка сбиты ПЗРК, а на высоте работают более серьезные комплексы. Израильтянам удается наносить удары по целям, не входя в опасную зону. Пользуются малозаметностью и возможностью укрыться горами.
Но малозаметность – вещь относительная. Это показала ещё Югославия. То, что не видно в одном диапазоне, будет отлично видно в другом.
Три несовместимых требования
Из логики развития авиационной техники следует, что самолёт шестого поколения должен обладать сразу тремя качествами:
- малозаметностью;
- возможностью полёта на гиперзвуке
- сверхманевренностью.
И почти все они несовместимы друг с другом. Полёт на гиперзвуке разогревает обшивку до таких температур, которые не выдержит ни одно стелс-покрытие. Сверхманевренность и гиперзвук тоже трудно представить вместе.
Значит чем-то придётся пожертвовать, и похоже, что это будет стелс-технология.
Зачем нужен гиперзвук
Пока ещё не созданы гиперзвуковые ракеты «поверхность-воздух» и «воздух-воздух», но в ближайшее десятилетие они наверняка появятся. И опять возникнет ситуация, когда поднимать самолёты в воздух станет опасно. Следовательно, необходима способность уходить от ракеты, несущейся со скоростью 5М.
Пока неясно, способен ли такой техникой управлять пилот в реальном бою, но экспериментальный американский достигал скорости 5М ещё в 1962 году.
Сверхманевренность
Российские самолёты давно удивляют весь мир совершенно немыслимыми кульбитами. И не стоит думать, что это всё делается ради дешёвой рекламы. Возможность уйти от ракеты или снаряда, а затем нанести удар из немыслимого положения, дорого стоит в воздушном поединке.
Каким образом она будет совмещена с гиперзвуком, предположить пока трудно.
Сетецентричность
Современная война немыслима без обмена разведданными и целеуказания в реальном времени. Самолёт 6-го поколения должен уметь вести бой не только в связке с другими самолётами, но и с БПЛА.
Возможность выхода в космическое пространство
Об этом мечтают давно, и похоже, что скоро это будет обыденностью. Суборбитальной высоты достигал всё тот же Х15 ещё в 60-е годы.
Опциональность управления
И ещё одна особенность самолёта 6-го поколения – возможность управления с земли или с помощью искусственного интеллекта в беспилотном режиме. Необходимость беспилотного режима заключается в том, что в случае поражения в бою или аварии, лётчик останется жив. Стоимость подготовки пилота такого класса может быть сравнима со стоимостью такой техники.