Найти тему
PriArT

Власть, Победа и Смерть: искусство Тициана в Венеции

Оглавление

Тициан, "Успение Пресвятой Богородицы", 1518, Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция, Италия. Фрагмент.
Тициан, "Успение Пресвятой Богородицы", 1518, Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция, Италия. Фрагмент.

Тициан был самым известным художником венецианского Возрождения. Еще при жизни художник был признан величайшим художником своего времени и добился большого финансового успеха, так что его картины были доступны только самым богатым гражданам. Среди его покровителей были, среди прочих, император Священной Римской Империи Карл V и его сын Филипп II, папа римский и многие венецианские вельможи. Посмотрите некоторые из его самых известных картин.

1. Якопо Пезаро представлен папой Александром VI Святому Петру

Тициан, "Якопо Пезаро, преподносимый папой Александром VI Святому Петру", 1506-1511, Королевский музей изящных искусств, Антверпен, Бельгия.
Тициан, "Якопо Пезаро, преподносимый папой Александром VI Святому Петру", 1506-1511, Королевский музей изящных искусств, Антверпен, Бельгия.

Хотя сейчас это оспаривается, "Якопо Пезаро, подаренный папой Александром VI Святому Петру", считается первой сохранившейся картиной художника. Якопо Пезаро, заказавший картину, был назначен папой Александром VI епископом Пафоса на Кипре в 1495 году. Корабли на заднем плане напоминают нам о победе объединенного флота Папского государства, Венеции и Испании при взятии Санта-Мауры в 1502 году, которая была заслугой Якопо Пезаро.

На переднем плане изображен шлем, символизирующий победу. Стоя на коленях, Пезаро держит флаг с гербом своей семьи. Святой Петр, покровитель Якопо Пезаро, держит Евангелие в левой руке и показывает благословение правой рукой, создавая визуальный треугольник своим благословляющим жестом, взглядом Якопо Пезаро и взглядом самого Папы Римского. В левой части картины находится возвышение с древним барельефом.

2. Мадонна Пезаро

Тициан, "Мадонна Пезаро", 1519-1526, Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция, Италия.
Тициан, "Мадонна Пезаро", 1519-1526, Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция, Италия.

Следующий алтарь Тициана для Якопо Пезаро был заказан на пике его художественной карьеры в 1526 году, поскольку патриций Якопо Пезаро хотел затмить триптих, заказанный ранее его родственником Джованни Беллини. На создание алтаря ушло семь лет. Обстоятельства комиссии ясно дали понять, что картина должна была стать памятью о битве при Санта-Мауре.

Меценат требовал, чтобы картина изображала мощь христианской церкви-крестоносца и представляла собой погребальный памятник с портретами членов семьи. На последней картине, помимо Богометери с младенцем и святым Петром, были изображены сам Якопо Пезаро, турок, мавр, святой Франциск Ассизский, святой Антоний Падуанский и члены семьи покровителя.

3. Успение Пресвятой Богородицы (Ассунта)

Тициан, "Успение Пресвятой Богородицы (Ассунта)", 1518, Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция, Италия.
Тициан, "Успение Пресвятой Богородицы (Ассунта)", 1518, Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция, Италия.

Самая известная картина Тициана - "Успение Пресвятой Богородицы" (Ассунта), заказанная для базилики Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, чтобы затмить предыдущий алтарный образ, написанный Джованни Беллини. Эта картина сделала Тициана самым выдающимся художником Венеции 16 века.

Написанная между 1516-1518 годами, она изображает Деву Марию, стоящую на облаках и окруженную ангелами, в то время как Бог-Отец парит в верхней части картины в круге, символизирующем вечность. Переход Богородицы из Земной сферы в небесную обозначен треугольником, основанием и вершиной которого являются два апостола в красном и сама Богородица. Согласно легенде, город Венеция был основан в день Благовещения, поэтому картину можно считать памятью об этом событии, а также священным образом для молитвы и поклонения.

4. Пьета

Тициан, "Пьета", 1575, Галерея Академии, Венеция, Италия.
Тициан, "Пьета", 1575, Галерея Академии, Венеция, Италия.

Последние годы жизни художника были полны трагических событий, таких как смерть его друзей, любимого сына Орацио и ссора со старшим сыном Помпонио. В "Пьете", которая является последней картиной художника, завершенной его помощником Якопо Пальмой Младшим, художник, вероятно, изобразил себя старшим Святым Иеронимом, преклонившим колени перед рукой мертвого Христа, которую поддерживала его мать Дева Мария. Мария Магдалина, стоящая слева, является главной героиней картины. Своими жестами и движениями она показывает, что, избрав ее единственным свидетелем своего воскресения, страдания Христа искупят человечество от первородного греха Адама.

Фигуры изображены на фоне эдикулы с фронтоном и семью светильниками апокалипсиса на нем, а в нише эдикулы изображен пеликан, который ассоциировался с воскресением. По бокам от эдикула стоят две статуи: слева - Моисея со Скрижалью Десяти заповедей, а справа - Сивиллы в терновом венце и с крестом в руках. Оба они стоят на подставках, на которых изображены львы, чтобы напомнить нам о львах святого Марка, но также и о пожирающей смерти, как в псалме, который читают на мессах по усопшим. "Пьета" предназначалась для пожертвования церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари.

Музеи
137 тыс интересуются