Найти тему
Чувства Штиля

Зачем нужен безладовый бас

Marcus Miller Playing Fretless Bass, jacopastorius.com
Marcus Miller Playing Fretless Bass, jacopastorius.com

Бас-гитара нужна, чтобы занимать нижние частоты. Она до сих пор отлично с этим справляется. И Джако Пасториусу до определенного момента так казалось. Только однажды он ни с того, ни с сего вытащил у нее лады и залил прогалы и накладку грифа эпоксидной смолой. Зачем он это сделал? Чего хотел добиться этим?

Все, кто хоть как-то знаком с бас-гитарой, не раз слышали этот мяукающий тембр, с которым даже вкрадчивое стаккато звучит чуть дольше. А превосходные глиссандо, которым нет ни конца, ни края, можно слушать бесконечно. Сустейн просто нереальный! Приборами и программами его можно у любого баса нарулить. Но только у безлада он уже «встроен» изначально.

Джако хотел добиться от любимой бас-гитары контрабасового звука. И у него это получилось с помощью плоскогубцев, эпоксидки и прямых рук. Weather Report - группа Джо Завинула - сразу зазвучала джазовее. Джако бы и так добился джазового звучания, но именно с безладом он получил тот самый звук, по которому мы до сих пор его безошибочно узнаем.

Казалось бы, чего проще: хочешь джазовый звук - возьми контрабас. Но нет. Контрабас громоздкий и неудобный. Сидя на нем играть тяжело. В «пачке» слышно его слабо. То ли дело безладовый бас! Он лишен этих недостатков. А еще на нем можно нарисовать лады и вообще прекрасно будет: тем, кто к ним привык, видно все, что нужно.

Получается, безладовая бас-гитара вытеснила контрабас с пьедестала? И да, и нет. Да, потому что компактность, удобство использования и громкость однозначно делают погоду. А с изобретением электросмычка становится возможным играть классические пьесы не только пиццикато. Нет, потому что контрабас, как шимпанзе, тоже потихоньку эволюционирует: меняет размер и высоту, получает съемный гриф. Опять же есть разница в звуке, в т. ч. со смычком. Да и симфонические оркестры не спешат электрифицироваться.

Безлад придает шарма любому музыкальному и не очень жанру. Музыка - искусство подвижное, живое. Исполнители ее не хотят закосневать в рамках. Безлад им в этом отлично помогает. Однажды Чак Шульдинер решил рискнуть позвать к себе в группу Стива Ди Джорджио и не прогадал: безлад добавил дэт-металу полетности.

Да, безладовый бас не универсален, а точно интонировать на нем тот еще квест: есть постоянный неиллюзорный риск «дать петуха». С закрытыми глазами на нем разве что Пасториус играл и абсолютники. Слэп и поп на безладе скромноваты: жесткости не хватает и яркости, лязгает плохо. Зато не звучит, а поет. Плоских струн, которые только и можно на него нацепить, хватит очень надолго. Лады менять не нужно. Уход за грифом проще. Интересности в музыку добавляет, опять же.

Джако никогда не изменял своей находке - безладу. В сочетании с бриджевым синглом он давал ему ту бронебойность, на которую легко ложился перегруз всех мастей. Перегруженный сингл вносил в звук баса сотни высоких гармоник, а флажолетная и прочая техника Пасториуса довершала дело. Получался тот самый панк-джаз, которого Джако и хотел.

Безладовая бас-гитара, хотя и выпускается серийно, по-прежнему востребована только среди фьюжн-, джаз-басистов и упорных любителей, да и то не поголовно. Все-таки осваивать ее труднее. Нужно много внимания, усидчивости, правильная постановка рук. Всегда рискуешь промазать по ноте. Зато, когда с ней освоишься, поймешь, что не обязательно держаться темперированного строя. Весь гриф в твоей власти, а значит и четверть тона можно сыграть, если в кассу.

Бас-гитара - инструмент молодой, а безлад еще моложе. Жестких рамок и многовековых канонов за ними нет. Можно раскрывать их возможности до посинения, пока не надоест. Поэтому безлад стоит применять там и тогда, когда кажется, что именно он способен найти икс в очередном музыкальном уравнении. Уши тысяч басистов и их фанатов по всему миру не могут ошибаться.