Так получилось, что большинство современных людей предпочитает слушать электронную музыку. Зачастую она наполнена большим количеством битов, голосовых эффектов, быстрого речитатива и многого другого, о чём мы сегодня поговорим. Такие жанры, как рэп, хип-хоп, поп-музыка, и даже рок почти полностью изменили своё звучание в течение последних десятилетий. Почему это произошло? В чём плюсы и минусы электронной музыки? И, как исполнители таких жанров ежегодно собирают огромные площадки по всему миру?
Электронная музыка оперирует звуками, которые способны издавать электронные и электромеханические музыкальные инструменты, а также звуками, возникающими при помощи электрических / электронных устройств и различного рода преобразователей (магнитофоны, генераторы, компьютерные звуковые карты, звукосниматели и тому подобные), которые в строгом смысле не являются музыкальными инструментами. Основу хип-хоп музыки составляет бит — ритм песни. Обычно на каждом втором такте ставится акцент: клэп — однократный звук, похожий на хлопок; снэр, снейр — звук ведущего барабана, чёткий и короткий. Также для бэкбита могут использоваться перкуссии. Также важным элементом является бас-барабан. Партия музыкальных инструментов в хип-хоп-музыке довольно разнообразна. Она может состоять и из мелодий клавишных, духовых и из многочисленных компьютерных звуков.
С развитием музыкальных технологий музыканты получили множество новых возможностей. Они смогли заметно улучшить качество звука на пластике, научиться убирать помехи и исправлять ошибки в голосе, заметно упростить процесс создания музыки. Не секрет, что одной из причин «гибели рока» является сложность его создания, большое количество технических затрат и нелёгкий процесс записи самих песен. На рубеже XX-XXI веков с развитием интернета и информационных ресурсов музыка получила выход во всемирную паутину. Таким образом, она стала общедоступной. В силу чего, фанатам больше не нужно было покупать диски и кассеты своих кумиров, ходить на концерты, чтобы услышать их песни, поскольку их творчество можно совершенно бесплатно и просто найти в интернете. Вместе с тем, множество молодых исполнителей получили возможность быть услышанными большим количеством людей. Особенно в России, после распада СССР, когда всякая музыкальная цензура почти полностью исчезла, музыканты разных жанров смогли выйти на большую сцену. Началось мощное противостояние рэпа и рока, которое будет длиться до второго десятилетия двухтысячных, после чего, рок окончательно канет в лету и начнётся «Великая электронизация музыки». Музыкальные эксперименты с этим жанром перерастут в нечто новое и намного более популярное, чем раньше. Такие исполнители, как Линда, Мумий тролль, «Пикник», «Сплин», «ДДТ», «Ночные снайперы», «КиШ», «Аквариум», «7Б», «Агата Кристи», Найк Борзов, «Танцы минус» и другие, уступят место на сцене будущим Элджеям, Федукам, Моргенштернам и Клавам Кокам. Останется лишь вечная память Виктору Цою, Егору Летову и ещё ряду других музыкантов, поскольку их вклад в развитие русской рок-музыки бесценен.
В результате этого процесса, множество новых жанров музыки приобрели известность. Большинство из них относится к электронной музыке. Множество современных музыкантов начали создавать огромное количество коммерческих проектов. Крупнейшие лейблы и продюсерские центры вкладывают огромные деньги в такие стили, как рэп, хип-хоп, поп-музыка и поп-рок. Такие треки постоянно крутят на радио и по телевидению, их используют в рекламе и кинематографе, в различных ток-шоу и клипах. Ежегодно сотни молодых артистов стремятся попасть на большую сцену и стать известными в среде нынешнего шоу-бизнеса. Совсем скоро на наших глазах вырастет целое поколение «рейверов» и «фристайлеров», которые под звук «ведущего барабана» будут биться в экстазе дни и ночи напролет. Уже сейчас в современном обществе считается, что это круто. С уверенностью можно сказать, что рэп изменил сознание людей, их взгляд на мир, набор моральных норм и духовных ценностей. По сути, самые популярные представители это жанра в нашей стране являются некими «нигилистами» своего времени. Говоря об этом, нельзя не сказать про пропаганду разврата, похоти, наркотиков, курения и алкоголизма путём использования в своих произведениях открытых призывов к употреблению подобных веществ. Взять хотя бы того же Элджея или «Пошлую Молли». Но, почему людям это нравится? Почему они готовы продаваться ради подобного удовольствия вновь и вновь?
Интересный факт. Задолго до появления современного рэпа, песня в аналогичном стиле появилась в репертуаре известного итальянского певца и актёра Адриано Челентано. Ещё в начале 1970-х годов Адриано придумал и создал музыкальный номер под названием «Prisencolinensinainciusol», в котором он исполнял речитативом фразы, написанные на вымышленном языке, по звучанию напоминавшем смесь английского с итальянским. И только через десять лет этот новый музыкальный стиль перекочевал в США. Сам Челентано на концерте в СССР 1987 года заявлял, что этим номером он хотел сказать о некоммуникабельности некоторых людей.
Большинство современных слушателей – подростки. Именно на них держится популярность и развитие всей электронной музыки. Доказано, что ритмы определенной частоты и звучания прямо воздействуют на психическое состояние «школьников», которые их слушают. Это научный факт. Образ, манера исполнения, внешний вид, текст песни и сама аранжировка привлекают этих слушателей к себе. Сказать, что это плохо – нельзя, - это естественно. На такую аудиторию рассчитывается внимание и творчество Алёны Швец, «Кис – кис», «Мэйби Бэйби», «Папин Олимпос», Face и других. К этому же списку можно отнести «аля-рокеров». Таких, как «Нервы», «Мукка», «Мимо Вселенной», «Маяк» и других. Чтобы вы не подумали, что я каким-либо образом «выгораживаю» рок, или угнетаю другие жанры, прямо и публично скажу, что современный рок мне не нравится, да и рока в чистом виде уже почти не осталось. Главным преимуществом рока перед другими жанрами является его исключительное многообразие и идентичность. Рок-музыка имеет наибольшее количество поджанров и течений, коих нет больше ни в одной музыкальной среде. В силу чего, рок-музыка наиболее малочисленна. А, значит, любое событие в ней, будь-то появление новой звезды, или угасание старой, всегда будет привлекать к себе внимание и оставаться в памяти, нежели события, происходящие в типичной музыкальной среде. Но, к сожалению, таких звёзд становится всё меньше, а те, что есть, всё быстрее угасают. Тот же «опопсевший» «Ленинград», или «развалившиеся» «Кукрыниксы».
Вернёмся к теме. Чтобы закончить обсуждение рэпа и перейти к другой стороне медали, приведу отрывок из одной научной статьи. «Специалисты из Оксфорда нашли прямую связь между музыкальными предпочтениями и уровнем интеллекта. Они провели исследование, в котором выяснилось, что поклонники рэпа глупее тех, кто слушает джаз. Многие давно подозревали, что любовь к определенному стилю в музыке может говорить об интеллектуальном уровне. Но сейчас ученым удалось доказать эту связь, говорится в исследовании «Интеллект, музыкальные предпочтения и использование музыки с точки зрения эволюционной психологии». В эксперименте приняли участие около 500 учеников старших классов. Они рассказали, какую музыку слушают, а потом прошли тест на определение уровня IQ. Выяснилось, что классику и джаз предпочитают подростки с высоким IQ. Любители рока также показали хорошие результаты. А почти все юные поклонники рэпа провалили тест на интеллект.» Ссылка на статью:https://pikabu.ru/story/uchenyie_dokazali_svyaz_mezhdu_lyubovyu_k_ryepu_i_nizkim_intellektom_6840902
Стоит сказать, что вышеприведённые доводы относятся только к некоторой части музыкальной индустрии, а не ко всей целиком. Теперь поговорим о положительных сторонах «Великой электронизации музыки». Смешивание различных жанров привели к образованию новых и более интересных. Напрмер, техно-блюз («Intelligency»), драм-н-бейс («Нейромонах Феофан»), Спейс-рок («Muse»), электроник-рок (Джон Грант), а так же, техно, транс, эмбиент, трип-хоп, нью-эйдж и другие. В нашей стране есть огромное количество групп, работающих в этих стилях и делающих поистине невероятные вещи. Взять хотя бы киберпанк Павла Пламенева, или рэп-рок Нойза МС, а так же хардкор-рэп группы «25/17», комедийный хип-хоп группы «Anacondaz», рэпкор «Слот» и других. Одним из главных мировых детищ «Великой электронизации музыки» является группа «Imagine Dragons» со своим арена-роком, или инди-роком. В поп-музыке так же есть те, кто делает качественные песни и интересные вещи. Например, Максим Свобода и Кристина Кошелева, Монеточка, Елка и другие музыканты. За их творчеством хочется наблюдать и оно вызывает интерес. Замечательные глубокие песни «Элли на маковом поле», лёгкий и качественный рэп от Тимы Белорусских. Пост-панк группа «Петля Пристрастия». Космическое звучание, напоминающее «эхо восьмидесятых» от группы «Молчат Дома» и андеграудный протест группы «Плохо». Многим меня восхищает певица Гречка, потому что она совершенно искренне и прямо выражает свои мысли, без какой-либо выгоды и популярных продюсеров. Интересный «гаражный» Дайте танк и группа «Инкогнито», Дана Соколова с треком «Индиго» и множество других интересных исполнителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что «Великая электронизация музыки» - это неизбежный и безостановочный процесс, который кардинально изменил музыкальные предпочтения современного человека. Внедрение электронной музыки в «промышленную среду» привело к упрощению её создания, к массовости и её коммерциализации. Новые музыкальные жанры пусть и не полностью, но вытеснили ранее популярные и необходимые течения, которые предпочитало общество. Упрощение текста, замена традиционных моральных норм и устоев «голосом нового времени» - одна из главных её заслуг. Между тем, человеческое участие в создании музыки частично отошло на задний план. Появились профессиональные компактные программы, с помощью которых можно заменить огромное количество ручной работы и студийных часов. Непрерывное развитие современной индустрии оказывает колоссальное влияние на вкус и предпочтения нынешней молодёжи. Возраст слушателя постепенно уменьшается. Стираются рамки жанров и течений. Индивидуальность сохраняется, но в более узком кругу лиц. Труд и вклад человека в музыку явно берёт на себя машина. Ему уже не надо петь в живую, перезаписывать песни сотни раз, чтобы попасть в ноты, звать сессионных музыкантов и специалистов. Человек становится потребителем музыки, а не её творцом. Он может брать за основу готовые лупы или заготовки, чтобы предавать им специальное звучание. Удобство начинает превосходить суть и содержание. Но такая картина видна далеко не во всей музыкальной среде. Поэтому, подводя итог, стоит сказать о том, что нельзя дать однозначную оценку всем описанным выше процессам. Неизбежна и их цикличность и повторение через определённый промежуток времени. В связи с чем, сопротивляться этому процессу бесполезно, так же, как и ускорять его. Остаётся принять это как данность и ждать следующего витка в развитии музыкальной индустрии, который в скором времени обязательно произойдет, и не факт что он не вернёт нас в начало пути, туда, откуда началось развитие всего, что мы сейчас слышим и воспринимаем на слух, называя это «музыкой своего поколения»…