Как заставить целую отрасль превзойти себя? Достигать результатов, в которые никто не верит? Сталинские нарком нефть Николай Байбаков рассказывал о стиле руководства товарища Сталина. Крайне жёсткий, но максимально деловой стиль.
Любопытные воспоминания как в 1946 году Берия «подставил» наркома под крайне серьёзную задачу. Рассказывал в интервью Байбаков об этом совершенно без восторга.
К Берии вообще у него отношение крайне негативное. Не стесняясь, называет его чуть ли не палачом. Но при этом вынужден признать, что как руководитель Берия достигал невозможных задач.
Там и в личных отношениях кошка пробежала. Например, Байбаков с обидой вспоминал, что от Берии редко можно было услышать слова приветствия или вопрос «Как здоровье?» Вместо этого в телефоне сразу же слышалось:
«Ну что, Байбако. Что сегодня надо делать?»
И это не понукание нефтяному наркому. Берия так в ежедневном режиме предлагал свою помощь. И эту помощь оказывал в практически в любых направлениях.
Та самая «авантюра», в которую Берия втравил Байбакова в 1946 году. В феврале Сталин выступал в Большом театре на собрании избирателей. Отчитывался о результатах, и главное, ставил новые задачи на будущее.
Среди прочего сказал, что партия обязуется за 15 лет довести добычу нефти до шестидесяти миллионов тонн. Когда эти планы передали Байбакову тот чуть со стула не упал – Сталин сказать, нужно будет выполнять. А цифры несусветные. Откуда Сталин их вообще взял.
При этом нарком оговаривается, что учёные и инженеры осторожно заявляли, что такая добыча может быть и возможна. Но только если подтвердятся данные разведки.
Как показала история, Сталин как будто заранее знал, что «Второе Баку» - нефтеносные районы от Волги до Урала - окажется намного богаче, чем считалось до этого. Сегодня-то с современными технологиями добывают в десять раз больше.
Следующим днём, как обычно, звонит Берия. Не просто так, Лаврентий Павлович тогда лично курировал, среди прочего, нефтяную отрасль.
Байбаков отчитался по рабочим вопросам и спрашивает:
«Лаврентий Павлович, откуда в докладе товарища Сталина такие цифры по нефти? Почему никто у меня не спросил – можем ли мы достигнуть такого уровня за столь короткий срок?»
Ответ Берии шедевральный. Мол, работайте, товарищ Байбаков:
«Байбако, не твое дело. Сталин сказал, теперь ты давай делай, что угодно».
Нарком сразу понял откуда у Сталина нереальные цифры. Но что уж теперь делать, надо выполнять. Говорит, тогда нужна будет от Вас помощь по целому ряду вопросов. Так Берия и тут не отказывается:
«Любую помощь, пожалуйста».
Байбаков рассказывал, что действительно, Берия сильно помог нефтяному проекту. И сырьём с материалами и организацией работы новых месторождений.
Нарком рассказывал, что Берия умел придать работе большой государственный размах. Байбаков, хоть и подпустил шпильку, но вынужден признать действенность такого стиля руководства:
«Используя разные, включая и недостойные приемы, которые базировались на угрозах и страхе, Берия способен был достигать очень важных для страны результатов».
Вот так Берия «подставил наркома в авантюру». Закончилась «авантюра» созданием богатейшего района нефтедобычи, который кормит нашу страну и сегодня.