Музыка в кино — это те звуки, которые пробуждают ассоциации, даже если вы случайно наткнулись на мелодию по радио. Музыка в кино — половина успеха ленты. С самого зарождения кинематограф неразрывно связан с музыкой. Когда братья Люмьеры демонстрировали первые киноленты, они приглашали таперов, чтобы заглушить треск аппарата, затем импровизацию пианистов для кинолент всех мастей заменили сборники с названием «Музыка для фотопьес», разнящиеся по настроению, а потом уже в кино пришли настоящие композиторы.
Кинокомпозитор — тот, кто создает магию звуков, действующую на подсознание зрителей и управляющую его эмоцией.Композитор в кино – это музыкант, рассказчик историй и человек-оркестр. Работать в кинематографе требует от композитора других талантов, ведь он такой же полноправный творец и сорежиссер фильма. Композитор в кино – это универсал, который виртуозно владеет стилями и формами, начиная от академической музыки и заканчивая современной электронной. Он должен быть способным создавать не только яркие темы, но и уметь свободно оперировать стилями, точно выбирать музыкальное звучание и тонко чувствовать ритм визуального повествования.Для того, чтобы получилось хитовое «Pirates of the Caribbean» (фильм «Пираты Карибского моря») или мурашечное «Becoming one with Neytiri» (из к/ф «Аватар») композитору важно посмотреть и изучить сцены, «прочувствовать» их особенные фрагменты, а также «поймать» общее настроение фильма. Задача композитора – создать такую музыку, которая способна добавить динамики и красок фильму, а также вызовет нужные режиссёру чувства у зрителя.Например «A Kaleidoscope of Mathematics» (из к/ф «Игры разума») создаёт волшебную и загадочную атмосферу. Нежное «волыночное» настроение композиции «Hymn to the Sea» (из «Титаника») приятно волнует зрителя, погружает его в красивую историю любви и заставляет сопереживать героям.
Процесс создания начинается: когда композитор читает сценарий фильма и пишет эскизы, которые показывает режиссеру и по необходимости вносит правки или вовсе их переписывает. Обычно это происходит на самом последнем этапе создания фильма, когда он практически смонтирован. "Месяц — это катастрофически мало для того, чтобы написать музыку, поэтому композиторы обычно работают в авральном порядке. Ведь надо не просто сочинить, но написать и инструментовать музыкальное произведение".
Аранжировка: композитор проводит её сам и расписывает партии для каждого оркестрового инструмента или нужно приглашать ещё одного специалиста — аранжировщика.P/S (лично я сам всегда пишу аранжировку и записываю ряд инструментов,гитары и клавишные)
Настроение. Композитор должен выражать музыкой любые эмоции, рисовать портреты персонажей звуками, уметь в рамках одной музыкальной темы поменять несколько жанров (лейтмотив может оставаться, но звучать то в стиле рок, то диско, то регги).
Хронометраж. Одна из самых сложных задач при записи музыки к фильму — уложить музыкальный отрезок в экран. Допустим, отрезок длится 2 мин. 35 сек., и где-то на 1 мин. 16 сек. в кадре появляется взрыв или поцелуй, или вообще происходит резкая смена кадра, на который у композитора написана другая музыка. Это называется "акцент", и он должен прийтись на определенное время. Задача композитора — уложить все так, чтобы, во-первых, попасть на этот акцент, а во-вторых, "закончить экран" именно тогда, когда заканчивается музыка. "Это сложная задача. А нужно учитывать, что внутри может быть не один акцент, а несколько. У советского режиссера Гайдая, например, была их масса.
Музыкальная интонация
В кино важно, чтобы музыкальная интонация, была осмысленна и созвучна тому, что происходит на экране, или же быть в абсолютном контрапункте. Многие режиссеры любят, когда музыка подчеркивает драматизм ситуации и доводят ее до пароксизма, но есть и те, кто противопоставляет ее действию. Так, у Игоря Таланкина в фильме "Звездопад" на страшной сцене в военном лазарете звучит тема любви из "Ромео и Джульетты" Петра Чайковского. А в картине Александра Алова и Владимира Наумова "Тегеран-43" в страшной сцене убийства инспектора полиции Жоржа Фоша в исполнении Алена Делона играет легкий нежный вальс.У некоторых режиссеров музыка звучит от самого первого и до последнего кадра, например, у Георгия Данелии в "Слезы капали", а другие, например Юлий Райзман, не использовали музыку вообще. "Вообще говорить, что важнее — музыка или тишина, это все равно что пытаться определить, кто нравится больше — мама или папа. Все зависит от режиссера и того, как он себя мыслит. Очень часто бывало, что музыку записывали, но потом не использовали. Эдуард Артемьев позволял так поступать Никите Михалкову, потому что тишина была лучше."Смотреть фильм в котором звучит приятная музыка интересно и нескучно. Кадры фильма приобретают динамику, которая позволяет удерживать внимание зрителя. Кинокомпозитор – это волшебный проводник, который погружает зрителя в мир фильма при помощи музыки.