Найти в Дзене
Иван Соболев (Ivan Sobolev)

Как создается музыка для кино

Музыка в кино — это те звуки, которые пробуждают ассоциации, даже если вы случайно наткнулись на мелодию по радио. Музыка в кино — половина успеха ленты. С самого зарождения кинематограф неразрывно связан с музыкой. Когда братья Люмьеры демонстрировали первые киноленты, они приглашали таперов, чтобы заглушить треск аппарата, затем импровизацию пианистов для кинолент всех мастей заменили сборники с названием «Музыка для фотопьес», разнящиеся по настроению, а потом уже в кино пришли настоящие композиторы.

-2

Кинокомпозитор — тот, кто создает магию звуков, действующую на подсознание зрителей и управляющую его эмоцией.Композитор в кино – это музыкант, рассказчик историй и человек-оркестр. Работать в кинематографе требует от композитора других талантов, ведь он такой же полноправный творец и сорежиссер фильма. Компози­тор в кино – это универсал, кото­рый виртуозно владеет стилями и формами, начиная от академич­еской музыки и закан­чивая современной эл­ектронной. Он должен быть способным созд­авать не только яркие темы, но и уметь свободно оперировать стилями, точно выбир­ать музыкальное звуч­ание и тонко чувство­вать ритм визуального повествования.Для того, чтобы получилось хитовое «Pirates of the Caribbean» (фильм «Пираты Карибского моря») или мурашечное «Becoming one with Neytiri» (из к/ф «Аватар») композитору важно посмотреть и изучить сцены, «прочувствовать» их особенные фрагменты, а также «поймать» общее настроение фильма. Задача композитора – создать такую музыку, которая способна добавить динамики и красок фильму, а также вызовет нужные режиссёру чувства у зрителя.Например «A Kaleidoscope of Mathematics» (из к/ф «Игры разума») создаёт волшебную и загадочную атмосферу. Нежное «волыночное» настроение композиции «Hymn to the Sea» (из «Титаника») приятно волнует зрителя, погружает его в красивую историю любви и заставляет сопереживать героям.

-3

Процесс создания начинается: когда композитор читает сценарий фильма и пишет эскизы, которые показывает режиссеру и по необходимости вносит правки или вовсе их переписывает. Обычно это происходит на самом последнем этапе создания фильма, когда он практически смонтирован. "Месяц это катастрофически мало для того, чтобы написать музыку, поэтому композиторы обычно работают в авральном порядке. Ведь надо не просто сочинить, но написать и инструментовать музыкальное произведение".

Аранжировка: композитор проводит её сам и расписывает партии для каждого оркестрового инструмента или нужно приглашать ещё одного специалиста — аранжировщика.P/S (лично я сам всегда пишу аранжировку и записываю ряд инструментов,гитары и клавишные)

Настроение. Композитор должен выражать музыкой любые эмоции, рисовать портреты персонажей звуками, уметь в рамках одной музыкальной темы поменять несколько жанров (лейтмотив может оставаться, но звучать то в стиле рок, то диско, то регги).

Хронометраж. Одна из самых сложных задач при записи музыки к фильму уложить музыкальный отрезок в экран. Допустим, отрезок длится 2 мин. 35 сек., и где-то на 1 мин. 16 сек. в кадре появляется взрыв или поцелуй, или вообще происходит резкая смена кадра, на который у композитора написана другая музыка. Это называется "акцент", и он должен прийтись на определенное время. Задача композитора уложить все так, чтобы, во-первых, попасть на этот акцент, а во-вторых, "закончить экран" именно тогда, когда заканчивается музыка. "Это сложная задача. А нужно учитывать, что внутри может быть не один акцент, а несколько. У советского режиссера Гайдая, например, была их масса.

Музыкальная интонация

В кино важно, чтобы музыкальная интонация, была осмысленна и созвучна тому, что происходит на экране, или же быть в абсолютном контрапункте. Многие режиссеры любят, когда музыка подчеркивает драматизм ситуации и доводят ее до пароксизма, но есть и те, кто противопоставляет ее действию. Так, у Игоря Таланкина в фильме "Звездопад" на страшной сцене в военном лазарете звучит тема любви из "Ромео и Джульетты" Петра Чайковского. А в картине Александра Алова и Владимира Наумова "Тегеран-43" в страшной сцене убийства инспектора полиции Жоржа Фоша в исполнении Алена Делона играет легкий нежный вальс.У некоторых режиссеров музыка звучит от самого первого и до последнего кадра, например, у Георгия Данелии в "Слезы капали", а другие, например Юлий Райзман, не использовали музыку вообще. "Вообще говорить, что важнее — музыка или тишина, это все равно что пытаться определить, кто нравится больше мама или папа. Все зависит от режиссера и того, как он себя мыслит. Очень часто бывало, что музыку записывали, но потом не использовали. Эдуард Артемьев позволял так поступать Никите Михалкову, потому что тишина была лучше."Смотреть фильм в котором звучит приятная музыка интересно и нескучно. Кадры фильма приобретают динамику, которая позволяет удерживать внимание зрителя. Кинокомпозитор – это волшебный проводник, который погружает зрителя в мир фильма при помощи музыки.